Е. В. Рыбка

Название статьи Использование метода дебатов в обучении аргументации детей 10–12 лет
Авторы Е. В. Рыбка
В рубрике КОНСУЛЬТАЦИИ
Год 2012 Номер журнала №6 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК
УДК 159.922.74
Индекс ББК  
Аннотация

В статье рассматриваются особенности использования метода дебатов в обу­че­нии аргументации детей 10–12 лет. Целью исследования было выявление наиболее эффективных путей и средств применения названного метода. Согласно гипотезе автора, регулярное проведение дебатов в учеб­ном курсе риторики должно способствовать изменению позиции в ар­гу­мен­та­ции учащихся, т. е. переходу от простого фантазирования через эгоцентрические установки к объ­ек­тив­ной позиции, выражающейся в до­ка­за­тель­ном высказывании.

Для реализации цели исследования была разработана экспериментальная обучающая методика, в рам­ках которой дебаты применялись как адаптированная к воз­рас­тным особенностям учащихся ролевая игра. Результаты эксперимента свидетельствовали о на­ли­чии динамики децентрации в про­цес­се обучения и со­от­вет­ствен­но об эффективности экспериментального учебного курса.

Представленная учебная программа может быть использована в обу­че­нии риторике детей 10–12 лет, а так­же для проведения факультативного курса обучения аргументации на основе дебатов. Кроме того, в кон­тек­сте социокогнитивного подхода анализ позиции в ар­гу­мен­та­ции детей может стать импульсом для дальнейших исследований речи и мыш­ле­ния ребенка.

Скачать файл.pdf
Ключевые слова риторика, дебаты, аргументация, децентрация, эгоцентрическая позиция, объективная позиция.
Список цитируемой литературы

1. Боб­ко­ва Н. Д. Об­ра­зо­ва­тель­ные дебаты как средство самоорганизации студентов: учеб. пособие. Курган: Изд‑во Курган. гос. ун‑та, 2008. 68 с.

2. Жда­нов П. Пар­ла­ментские дебаты: русская версия. Новосибирск: [Б. и.], 2008. 164 с.

3. Жда­нов П. Де­ба­ты. Искусство побеждать. Новосибирск: Сибирск. университет. изд‑во, 2009. 301 с.

4. Ка­лин­ки­на Е. Г. Де­ба­ты на уроках истории: учеб.-ме­тод. пособие для учителя. М.: РОССПЭН, 2002. 124 с.

5. Пер­ре-Клер­мон А. Н. Роль социальных взаимодействий в раз­ви­тии интеллекта детей. М.: Педагогика, 1991. 245 с.

6. Тех­но­ло­гия «Дебаты» в ком­пе­тен­тнос­тно-ори­ен­ти­ро­ван­ном образовании: учеб.-ме­тод. пособие для преподавателей, магистров, аспирантов / А. В. Кирь­яко­ва [и др.]. Оренбург: Изд‑во ОГУ, 2011. 119 с.

7. Ту­рик Л. А. Де­ба­ты: игровая, развивающая, образовательная технология. Ростов н/Д: Феникс, 2012. 188 с.

8. Цу­кер­ман Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? Рига, 2000.

9. Ча­па­ева Л. Г. Тех­но­ло­гия «дебаты» в об­ра­зо­ва­тель­ном становлении будущих специалистов: учеб.-ме­тод. пособие для студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования по специальностям «Филология», «Теория и ме­то­ди­ка преподавания иностранных языков и куль­тур», «Перевод и пе­ре­во­до­ве­де­ние». Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2008. 160 с.

10. Muller N., Perret-Clermont A.‑N. Argumentation and education: Theoretical foundation and Practices. N. Y.: Springer Science+Business Media, LLC, 2009.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.