Название статьи | Использование метода дебатов в обучении аргументации детей 10–12 лет | ||||
Авторы | Е. В. Рыбка | ||||
В рубрике | КОНСУЛЬТАЦИИ | ||||
Год | 2012 | Номер журнала | №6 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК |
УДК 159.922.74
|
Индекс ББК | ||
Аннотация |
В статье рассматриваются особенности использования метода дебатов в обучении аргументации детей 10–12 лет. Целью исследования было выявление наиболее эффективных путей и средств применения названного метода. Согласно гипотезе автора, регулярное проведение дебатов в учебном курсе риторики должно способствовать изменению позиции в аргументации учащихся, т. е. переходу от простого фантазирования через эгоцентрические установки к объективной позиции, выражающейся в доказательном высказывании. Для реализации цели исследования была разработана экспериментальная обучающая методика, в рамках которой дебаты применялись как адаптированная к возрастным особенностям учащихся ролевая игра. Результаты эксперимента свидетельствовали о наличии динамики децентрации в процессе обучения и соответственно об эффективности экспериментального учебного курса. Представленная учебная программа может быть использована в обучении риторике детей 10–12 лет, а также для проведения факультативного курса обучения аргументации на основе дебатов. Кроме того, в контексте социокогнитивного подхода анализ позиции в аргументации детей может стать импульсом для дальнейших исследований речи и мышления ребенка. |
||||
Скачать | файл.pdf | ||||
Ключевые слова | риторика, дебаты, аргументация, децентрация, эгоцентрическая позиция, объективная позиция. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Бобкова Н. Д. Образовательные дебаты как средство самоорганизации студентов: учеб. пособие. Курган: Изд‑во Курган. гос. ун‑та, 2008. 68 с. 2. Жданов П. Парламентские дебаты: русская версия. Новосибирск: [Б. и.], 2008. 164 с. 3. Жданов П. Дебаты. Искусство побеждать. Новосибирск: Сибирск. университет. изд‑во, 2009. 301 с. 4. Калинкина Е. Г. Дебаты на уроках истории: учеб.-метод. пособие для учителя. М.: РОССПЭН, 2002. 124 с. 5. Перре-Клермон А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М.: Педагогика, 1991. 245 с. 6. Технология «Дебаты» в компетентностно-ориентированном образовании: учеб.-метод. пособие для преподавателей, магистров, аспирантов / А. В. Кирьякова [и др.]. Оренбург: Изд‑во ОГУ, 2011. 119 с. 7. Турик Л. А. Дебаты: игровая, развивающая, образовательная технология. Ростов н/Д: Феникс, 2012. 188 с. 8. Цукерман Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? Рига, 2000. 9. Чапаева Л. Г. Технология «дебаты» в образовательном становлении будущих специалистов: учеб.-метод. пособие для студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования по специальностям «Филология», «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», «Перевод и переводоведение». Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2008. 160 с. 10. Muller N., Perret-Clermont A.‑N. Argumentation and education: Theoretical foundation and Practices. N. Y.: Springer Science+Business Media, LLC, 2009. |