В. Л. Бенин

Название статьи Педагогика эпохи постнеклассической науки
Авторы В. Л. Бенин
В рубрике ДИСКУССИИ
Год 2012 Номер журнала №6 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК
УДК 37.012
Индекс ББК  
Аннотация

В статье в оче­ред­ной раз поднимается проблема низкого качества научно-пе­да­го­ги­чес­ких исследований последнего времени. Автор, анализируя многочисленные публикации на эту тему, излагает собственную точку зрения на причины инертности развития современной отечественной педагогической науки. Ее кризис связан прежде всего с иг­но­ри­ро­ва­ни­ем усложнения миропонимания современного человека, изменений мировоззренческих позиций, а так­же с дав­но назревшей, но отвергаемой на практике необходимостью выработки новых методологических принципов и цен­нос­тно-це­ле­вых установок образования.

В ос­но­ве конкретных форм и ме­то­дов профессиональной деятельности субъектов педагогического процесса всегда лежит определенный, исторически сформировавшийся социокультурный комплекс. Строение системы образования с точ­ки зрения методико-пе­да­го­ги­чес­кой и с точ­ки зрения организационно-пе­да­го­ги­чес­кой зависит от логики строения культуры соответствующей эпохи. Однако наша педагогика во многом осталась на позициях классической методологии Нового времени и не вписывается в па­ра­диг­мы неклассической, а тем более постнеклассической науки. Демонстративное обращение к си­нер­ге­ти­ке – попытка педагогики позиционировать себя в тер­ми­нах постнеклассической науки – пока выглядит сомнительно.

Не настаивая на бесспорности своей позиции, автор статьи приглашает педагогов и спе­ци­алис­тов сферы образования к на­уч­ной дискуссии, которая, возможно, хотя бы отчасти будет способствовать решению существующих проблем.

Скачать файл.pdf
Ключевые слова педагогическая наука, система образования, качество научно-пе­да­го­ги­чес­ких исследований, социокультурный комплекс, научная парадигма, постнеклассическая наука, синергетика.
Список цитируемой литературы

1. Коп­нин П. В. Ло­ги­чес­кие основы науки. Киев, 1988. С. 31.

2. На­ука прикладная [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: //mirslovarei.com/content_psy/NAUKA-PRIKLADNAJA-38373.html (Дата обращения: 19.02.2012).

3. Пе­да­го­ги­чес­кий энциклопедический словарь. М.: Большая рос. энцикл. 2002. С. 186.

4. Пот­ре­би­тель нынче в де­фи­ци­те? // Лит. газ.: [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.lgz.ru article /1154

5. Смир­нов И. П. Есть ли логика в пе­да­го­ги­ке? // Профессиональное образование. Столица. 2011. № 10. С. 48.

6. Тка­чен­ко Е. В., Бухарова Г. Д. Пе­да­го­ги­чес­кий поиск в об­лас­ти профессионально-пе­да­го­ги­чес­ко­го образования (обзор диссертационных исследования за 1991–2007 гг.). 5‑е изд., перераб., испр. и доп. Екатеринбург: Изд‑во РГППУ, 2008. С. 218–251.

7. Фе­до­ро­ва М. А. Пе­да­го­ги­чес­кая синергетика как основа моделирования и ре­али­за­ции деятельности преподавателя высшей школы: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08: Ставрополь, 2004.

8. Фельдштейн Д. И. Проб­ле­ма качества психолого-пе­да­го­ги­чес­ких диссертационных исследований и их соответствие современным научным знаниям и пот­реб­нос­тям общества // Образование и на­ука. Изв. УрО РАО. 2011. № 5 (84). С. 3–27.

9. Фельдштейн Д. И. Пси­хо­ло­го-пе­да­го­ги­чес­кие диссертационные исследования в сис­те­ме организации современных научных знаний // Пед. журн. Башкортостана. 2011. № 3.

10. Фи­ло­соф­ские концепции науки [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.nauka-filosofia.info/p67aa1.html (Дата обраще­ния: 26.11.2011).

11. Это миф, что в на­уку надо деньги давать… [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.opec.ru//Library/article.asp? d_no=5444&c_no=19 (Дата обращения: 19.02.2012).

12. Apple M. W. Cultural and Economic Reproduction in Education: Essays on Class, Ideology and the State. London, 1982.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.