Название статьи | Педагогика эпохи постнеклассической науки | ||||
Авторы | В. Л. Бенин | ||||
В рубрике | ДИСКУССИИ | ||||
Год | 2012 | Номер журнала | №6 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК |
УДК 37.012
|
Индекс ББК | ||
Аннотация |
В статье в очередной раз поднимается проблема низкого качества научно-педагогических исследований последнего времени. Автор, анализируя многочисленные публикации на эту тему, излагает собственную точку зрения на причины инертности развития современной отечественной педагогической науки. Ее кризис связан прежде всего с игнорированием усложнения миропонимания современного человека, изменений мировоззренческих позиций, а также с давно назревшей, но отвергаемой на практике необходимостью выработки новых методологических принципов и ценностно-целевых установок образования. В основе конкретных форм и методов профессиональной деятельности субъектов педагогического процесса всегда лежит определенный, исторически сформировавшийся социокультурный комплекс. Строение системы образования с точки зрения методико-педагогической и с точки зрения организационно-педагогической зависит от логики строения культуры соответствующей эпохи. Однако наша педагогика во многом осталась на позициях классической методологии Нового времени и не вписывается в парадигмы неклассической, а тем более постнеклассической науки. Демонстративное обращение к синергетике – попытка педагогики позиционировать себя в терминах постнеклассической науки – пока выглядит сомнительно. Не настаивая на бесспорности своей позиции, автор статьи приглашает педагогов и специалистов сферы образования к научной дискуссии, которая, возможно, хотя бы отчасти будет способствовать решению существующих проблем. |
||||
Скачать | файл.pdf | ||||
Ключевые слова | педагогическая наука, система образования, качество научно-педагогических исследований, социокультурный комплекс, научная парадигма, постнеклассическая наука, синергетика. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Копнин П. В. Логические основы науки. Киев, 1988. С. 31. 2. Наука прикладная [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: //mirslovarei.com/content_psy/NAUKA-PRIKLADNAJA-38373.html (Дата обращения: 19.02.2012). 3. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая рос. энцикл. 2002. С. 186. 4. Потребитель нынче в дефиците? // Лит. газ.: [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.lgz.ru article /1154 5. Смирнов И. П. Есть ли логика в педагогике? // Профессиональное образование. Столица. 2011. № 10. С. 48. 6. Ткаченко Е. В., Бухарова Г. Д. Педагогический поиск в области профессионально-педагогического образования (обзор диссертационных исследования за 1991–2007 гг.). 5‑е изд., перераб., испр. и доп. Екатеринбург: Изд‑во РГППУ, 2008. С. 218–251. 7. Федорова М. А. Педагогическая синергетика как основа моделирования и реализации деятельности преподавателя высшей школы: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08: Ставрополь, 2004. 8. Фельдштейн Д. И. Проблема качества психолого-педагогических диссертационных исследований и их соответствие современным научным знаниям и потребностям общества // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2011. № 5 (84). С. 3–27. 9. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические диссертационные исследования в системе организации современных научных знаний // Пед. журн. Башкортостана. 2011. № 3. 10. Философские концепции науки [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.nauka-filosofia.info/p67aa1.html (Дата обращения: 26.11.2011). 11. Это миф, что в науку надо деньги давать… [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.opec.ru//Library/article.asp? d_no=5444&c_no=19 (Дата обращения: 19.02.2012). 12. Apple M. W. Cultural and Economic Reproduction in Education: Essays on Class, Ideology and the State. London, 1982. |