В. А. Игнатова

Название статьи Социокультурная динамика и образование в контексте постнеклассической науки
Авторы В. А. Игнатова
В рубрике КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Год 2012 Номер журнала №6 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 502:008(075.8):37.01 Индекс ББК  
Аннотация

В статье рассмотрены взаимосвязи общества, образования и куль­ту­ры. Используя методы сравнительно-со­пос­та­ви­тель­но­го анализа классических подходов к их описанию, автор приходит к вы­во­ду, что понимание природы социокультурных процессов наиболее полно может быть описано с по­зи­ций познавательных моделей постнеклассической науки, которые позволяют увидеть цивилизацию, культуру и об­ра­зо­ва­ние в кон­тек­сте единого движения, в це­лос­тном динамическом потоке социокультурогенеза.

В ис­сле­до­ва­нии раскрыта диалектика социокультурных процессов с по­зи­ций системно-си­нер­ге­ти­чес­ко­го подхода, выявлена и обос­но­ва­на опережающая роль образования в со­ци­окуль­тур­ной динамике, показана неизбежность изменения его приоритетов в про­цес­се восхождения цивилизации к ус­тойчи­во­му развитию и рож­де­ния новой метакультуры, которая носит название экологической.

Полученные автором результаты могут быть использованы в ме­то­до­ло­гии педагогических исследований, проектировании и мо­де­ли­ро­ва­нии образовательного процесса, его содержания, технологий и ор­га­ни­за­ции.

Скачать файл.pdf
Ключевые слова цивилизация, культура, образование, социокультурная динамика, постнеклассическая наука, устойчивое развитие.
Список цитируемой литературы

1. Бо­ри­сен­ков В. П., Гукаленко О. В., Данилюк А. Я. По­ли­куль­­тур­ное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. М.: РГПУ, 2004. 576 с.

2. Видт И. Е. Об­ра­зо­ва­ние как феномен культуры. Тюмень: Печатник, 2006. 200 с.

3. Драч Г. В., Королев В. Н., Штомпель Л. А, Штомпель О. М. и др. Теория и ис­то­рия культуры. Ростов н/Д: Юж. федерал. ун‑т, 2007. 384 с.

4. Заг­вя­зин­ский В. И. Ре­аль­ный гуманизм и тен­ден­ции развития образования. // Образование и на­ука. Изв. УрО РАО. 2000. № 1 (3). С. 10–15.

5. Ива­нов С. А., Ворошилова Т. А. Сов­ре­мен­ное экологическое образование: от экоцентризма к но­ос­фер­но­му мировоззрению // Образование и на­ука. Изв. УрО РАО. 2010. № 8. С. 53–65.

6. Иг­на­то­ва В. А., Игнатов С. Б. Кон­цеп­ция устойчивого развития и но­вая стратегия экологического образования: региональный аспект // Вестн. Тюмен. гос. ун‑та. 2011. № 9. С. 38–44.

7. Кня­зе­ва Е. Н. Си­нер­ге­ти­чес­кий вызов культуре // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и под­хо­дов. М.: Прогресс-Тра­ди­ция, 2000. С. 243–261.

8. Миф, мечта, реальность: постнеклассические измерения пространства культуры / под. ред. И. В. Ме­лик-Гайка­зян. М.: Науч. мир, 2005. 256 с.

9. Мо­исе­ев Н. Н. Судь­ба цивилизации. Путь разума. М.: МНЭПУ, 1998. 228 с.

10. Пло­тин­ский Ю. М. Мо­де­ли социальных процессов. М.: МГУ, 2001. С. 32–91.

11. Стра­те­гия образования в ин­те­ре­сах устойчивого развития: материалы 57‑й сес­сии Генеральной Ассамблеи ООН. М., 2005. 75 с.

12. Чер­ни­ко­ва И. В., Черникова Д. В. Воз­мож­нос­ти социосинергетики в те­оре­ти­чес­ких исследованиях социальности // Синергетическая парадигма: Социальная синергетика: сб. ст. / ред.-сост. О. Н. Ас­тафь­ева, В. Г. Бу­да­нов. М.: Прогресс-Тра­ди­ция, 2009. С. 63–79.

 

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.