Название статьи | Социокультурная динамика и образование в контексте постнеклассической науки | ||||
Авторы | В. А. Игнатова | ||||
В рубрике | КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ | ||||
Год | 2012 | Номер журнала | №6 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 502:008(075.8):37.01 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
В статье рассмотрены взаимосвязи общества, образования и культуры. Используя методы сравнительно-сопоставительного анализа классических подходов к их описанию, автор приходит к выводу, что понимание природы социокультурных процессов наиболее полно может быть описано с позиций познавательных моделей постнеклассической науки, которые позволяют увидеть цивилизацию, культуру и образование в контексте единого движения, в целостном динамическом потоке социокультурогенеза. В исследовании раскрыта диалектика социокультурных процессов с позиций системно-синергетического подхода, выявлена и обоснована опережающая роль образования в социокультурной динамике, показана неизбежность изменения его приоритетов в процессе восхождения цивилизации к устойчивому развитию и рождения новой метакультуры, которая носит название экологической. Полученные автором результаты могут быть использованы в методологии педагогических исследований, проектировании и моделировании образовательного процесса, его содержания, технологий и организации. |
||||
Скачать | файл.pdf | ||||
Ключевые слова | цивилизация, культура, образование, социокультурная динамика, постнеклассическая наука, устойчивое развитие. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Борисенков В. П., Гукаленко О. В., Данилюк А. Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. М.: РГПУ, 2004. 576 с. 2. Видт И. Е. Образование как феномен культуры. Тюмень: Печатник, 2006. 200 с. 3. Драч Г. В., Королев В. Н., Штомпель Л. А, Штомпель О. М. и др. Теория и история культуры. Ростов н/Д: Юж. федерал. ун‑т, 2007. 384 с. 4. Загвязинский В. И. Реальный гуманизм и тенденции развития образования. // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2000. № 1 (3). С. 10–15. 5. Иванов С. А., Ворошилова Т. А. Современное экологическое образование: от экоцентризма к ноосферному мировоззрению // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2010. № 8. С. 53–65. 6. Игнатова В. А., Игнатов С. Б. Концепция устойчивого развития и новая стратегия экологического образования: региональный аспект // Вестн. Тюмен. гос. ун‑та. 2011. № 9. С. 38–44. 7. Князева Е. Н. Синергетический вызов культуре // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 243–261. 8. Миф, мечта, реальность: постнеклассические измерения пространства культуры / под. ред. И. В. Мелик-Гайказян. М.: Науч. мир, 2005. 256 с. 9. Моисеев Н. Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М.: МНЭПУ, 1998. 228 с. 10. Плотинский Ю. М. Модели социальных процессов. М.: МГУ, 2001. С. 32–91. 11. Стратегия образования в интересах устойчивого развития: материалы 57‑й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. М., 2005. 75 с. 12. Черникова И. В., Черникова Д. В. Возможности социосинергетики в теоретических исследованиях социальности // Синергетическая парадигма: Социальная синергетика: сб. ст. / ред.-сост. О. Н. Астафьева, В. Г. Буданов. М.: Прогресс-Традиция, 2009. С. 63–79.
|