Название статьи |
Интерактивный режим обучения студентов в компетентностной парадигме образования
|
||||
Авторы | Г. П. Сикорская, Т. В. Савельева | ||||
В рубрике | ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ | ||||
Год | 2012 | Номер журнала | №6 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 378 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
В статье рассматривается интерактивный режим обучения студентов с использованием активных методов обучения, способствующих повышению качества образовательного процесса, развитию у студентов мотивации к расширению и углублению знаний. Приводится примерный перечень технологий интерактивного обучения, обеспечивающих формирование необходимых профессиональных навыков и умений, ответственности студентов за результаты обучения, развитие у них критического мышления, рефлексивных навыков, самостоятельности в решении учебных задач, учебной мобильности и др. Дается подробное описание продуктивных и достаточно новых для предметного обучения кейс-метода и метода кросс-культурных коммуникаций и раскрываются возможности их применения. Значительное внимание уделяется таким аспектам образовательного процесса, как самооценка и взаимная оценка достижений студентов. Авторами предложены оригинальные подходы к оцениванию результатов обучения в интерактивной образовательной среде, смещающие акцент с того, что студент не знает, не умеет и чем пока не владеет, на то, чего он добился. Четкие критерии текущего контроля помогают оптимизировать внеаудиторную самостоятельную работу студентов и дают преподавателю реальные рычаги управления этим важным видом деятельности, доля которого в современном учебном процессе значительно возросла. В качестве итогового контроля избрана защита тематического портфолио в электронной форме, позволяющего интегрировать качественную и поведенческую оценки освоенного учебного курса. Описанное исследование проводилось в контексте компетентностной парадигмы образования. В публикации использованы материалы исследований в области сравнительной педагогики, представлен опыт реализации интерактивного режима обучения на примере вариативного курса «Окружающая среда и устойчивое развитие», предназначенного для бакалавров и магистрантов, обучающихся по гуманитарным и естественнонаучным направлениям профессиональной подготовки. |
||||
Скачать | файл.pdf | ||||
Ключевые слова |
интерактивные методы обучения, интерактивный режим обучения, кейс-метод, кросс-культурные коммуникации в предметном обучении, самооценка и взаимная оценка достижений студентов в предметном обучении, учебное витруальное общение, виртуальная поликультурная среда. |
||||
Список цитируемой литературы |
1. Деркач А. М. Кейс-метод в обучении // Специалист. 2010. № 4. С. 22–23. 2. Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация: учеб. пособие для вузов. 3‑е изд., испр. М.: Академия, 2006. 192 с. 3. Кузнецова С. Мир, где пересекаются культуры // Управление персоналом. № 22 (200), ноябрь 2008 г. 4. Полежаев В. Д., Полежаева М. В. Портфолио студента как инструмент создания индивидуальной траектории обучения // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 3. С. 77–78. URL: www.rae.ru/snt/? section=content&op=show_article&article_id=4616 (дата обращения: 25.10.2011) 5. Сикорская Г. П., Савельева Т. В. Разработка учебного курса для магистрантов на основе рефлексивной деятельности преподавателя // Акмеология профессионального образования: материалы 7‑й Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун‑т, 2010. С. 95–98. 6. Сикорская Г. П., Савельева Т. В. Проектирование и конструирование учебных вузовских курсов в контексте новой парадигмы образования // Проблемы непрерывного экологического образования: материалы 1‑й Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Екатеринбург: УГТУ–УПИ, 2010. С. 75–80. 7. Boehrer J., Linsky M. Teaching with Cases: Learning to Question / In M. D. Svinicki (ed.), The Changing Face of College Teaching. New Directions for Teaching and Learning, no. 42. San Francisco: Jossey-Bass, 1990. 8. Beetham H. E. Portfolios in post–16 learning in the UK: developments, issues and opportunities // A report prepared for the JISC e‑Learning and Pedagogy strand of the JISC e‑Learning Programme. URL: http://www.e‑learningcentre.co.uk/eclipse/Resources/ eportfolios.htm#top. 9. Boehrer J., Linsky M. Teaching with Cases: Learning to Question // M. D. Svinicki (ed.) The Changing Face of College Teaching. New Directions for Teaching and Learning. № 42. San Francisco: Jossey-Bass, 1990. 10. Christensen C. R., Hansen A. J. Teaching and the Case Method. Boston: Harvard Business School, 1987. 11. Christensen C. R., Garvin, D. A. Sweet A. (eds.) Education for Judgment: The Artistry of Discussion Leadership. Boston: Harvard Business School, 1991. 12. Stake R. The art of case study research. Thousand Oaks: Sage. 1995. 13. Teaching with Case Studies. Speaking of Teaching: Stanford University Newsletter on Teaching. 1994. Vol. 5, № 2. |