Г. П. Сикорская, Т. В. Савельева

Название статьи
Интерактивный режим обучения студентов в компетентностной парадигме образования
Авторы Г. П. Сикорская, Т. В. Савельева
В рубрике ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Год 2012 Номер журнала №6 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 378 Индекс ББК  
Аннотация

В статье рассматривается интерактивный режим обучения студентов с ис­поль­зо­ва­ни­ем активных методов обучения, способствующих повышению качества образовательного процесса, развитию у сту­ден­тов мотивации к рас­ши­ре­нию и уг­луб­ле­нию знаний. Приводится примерный перечень технологий интерактивного обучения, обеспечивающих формирование необходимых профессиональных навыков и уме­ний, ответственности студентов за результаты обучения, развитие у них критического мышления, рефлексивных навыков, самостоятельности в ре­ше­нии учебных задач, учебной мобильности и др. Дается подробное описание продуктивных и дос­та­точ­но новых для предметного обучения кейс-ме­то­да и ме­то­да кросс-куль­тур­ных коммуникаций и рас­кры­ва­ют­ся возможности их применения.

Значительное внимание уделяется таким аспектам образовательного процесса, как самооценка и вза­им­ная оценка достижений студентов. Авторами предложены оригинальные подходы к оце­ни­ва­нию результатов обучения в ин­те­рак­тив­ной образовательной среде, смещающие акцент с то­го, что студент не знает, не умеет и чем пока не владеет, на то, чего он добился. Четкие критерии текущего контроля помогают оптимизировать внеаудиторную самостоятельную работу студентов и да­ют преподавателю реальные рычаги управления этим важным видом деятельности, доля которого в сов­ре­мен­ном учебном процессе значительно возросла. В ка­че­стве итогового контроля избрана защита тематического портфолио в элек­трон­ной форме, позволяющего интегрировать качественную и по­ве­ден­чес­кую оценки освоенного учебного курса.

Описанное исследование проводилось в кон­тек­сте компетентностной парадигмы образования. В пуб­ли­ка­ции использованы материалы исследований в об­лас­ти сравнительной педагогики, представлен опыт реализации интерактивного режима обучения на примере вариативного курса «Окружающая среда и ус­тойчи­вое развитие», предназначенного для бакалавров и ма­гис­тран­тов, обучающихся по гуманитарным и ес­те­ствен­но­на­уч­ным направлениям профессиональной подготовки.

Скачать файл.pdf
Ключевые слова

интерактивные методы обучения, интерактивный режим обучения, кейс-ме­тод, кросс-куль­тур­ные коммуникации в пред­мет­ном обучении, самооценка и вза­им­ная оценка достижений студентов в пред­мет­ном обучении, учебное витруальное общение, виртуальная поликультурная среда.

Список цитируемой литературы

1. Дер­кач А. М. Кейс-ме­тод в обу­че­нии // Специалист. 2010. № 4. С. 22–23.

2. Заг­вя­зин­ский В. И. Те­ория обучения. Современная интерпретация: учеб. пособие для вузов. 3‑е изд., испр. М.: Академия, 2006. 192 с.

3. Куз­не­цо­ва С. Мир, где пересекаются культуры // Управление персоналом. № 22 (200), ноябрь 2008 г.

4. По­ле­жа­ев В. Д., Полежаева М. В. Пор­тфо­лио студента как инструмент создания индивидуальной траектории обучения // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 3. С. 77–78. URL:  www.rae.ru/snt/? section=content&op=show_article&article_id=4616 (дата обращения: 25.10.2011)

5. Си­кор­ская Г. П., Савельева Т. В. Раз­ра­бот­ка учебного курса для магистрантов на основе рефлексивной деятельности преподавателя // Акмеология профессионального образования: материалы 7‑й Все­рос. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун‑т, 2010. С. 95–98.

6. Си­кор­ская Г. П., Савельева Т. В. Про­ек­ти­ро­ва­ние и кон­стру­­и­ро­ва­ние учебных вузовских курсов в кон­тек­сте новой парадигмы образования // Проблемы непрерывного экологического образования: материалы 1‑й Все­рос. науч.-практ. конф. с меж­ду­нар. учас­тием. Екатеринбург: УГТУ–УПИ, 2010. С. 75–80.

7. Boehrer J., Linsky M. Teaching with Cases: Learning to Question / In M. D. Svinicki (ed.), The Changing Face of College Teaching. New Directions for Teaching and Learning, no. 42. San Francisco: Jossey-Bass, 1990.

8. Beetham H. E. Portfolios in post–16 learning in the UK: developments, issues and opportunities // A report prepared for the JISC e‑Learning and Pedagogy strand of the JISC e‑Learning Programme. URL: http://www.e‑learningcentre.co.uk/eclipse/Resources/ eportfolios.htm#top.

9. Boehrer J., Linsky M. Teaching with Cases: Learning to Question // M. D. Svinicki (ed.) The Changing Face of College Teaching. New Directions for Teaching and Learning. № 42. San Francisco: Jossey-Bass, 1990.

10. Christensen C. R., Hansen A. J. Teaching and the Case Method. Boston: Harvard Business School, 1987.

11. Christensen C. R., Garvin, D. A. Sweet A. (eds.) Education for Judgment: The Artistry of Discussion Leadership. Boston: Harvard Business School, 1991.

12. Stake R. The art of case study research. Thousand Oaks: Sage. 1995.

13. Teaching with Case Studies. Speaking of Teaching: Stanford University Newsletter on Teaching. 1994. Vol. 5, № 2.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.