А. А. Вербицкий

Название статьи Становление новой образовательной парадигмы в российском образовании
Авторы А. А. Вербицкий
В рубрике ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Год 2012 Номер журнала №6 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 37 Индекс ББК  
Аннотация

Миссия образования меняется в за­ви­си­мос­ти от изменений принимаемой обществом системы социальных ценностей. Сформировавшиеся представления о за­ко­но­мер­нос­тях развития человека определяют содержание, методы обучения и вос­пи­та­ния, педагогические позицию и мыш­ле­ние, уклад жизни учебных заведений.

В статье рассматриваются проблемы перехода на новую образовательную парадигму. Автор проводит исторический обзор и рет­рос­пек­тив­ный анализ существовавших на протяжении веков образовательных парадигм: «натуральной», гражданского воспитания, христианского воспитания, антропологической и клас­си­чес­кой. Последней, опирающейся на принцип природосообразности и ос­но­ван­ной на восприятии и за­по­ми­на­нии обучающимися готовой учебной информации, уделяется более пристальное внимание, так как давно исчерпавшая себя объяснительно-ил­люс­тра­тив­ная (традиционная) технология обучения, к со­жа­ле­нию, до сих пор остается самой популярной в пе­да­го­ги­чес­кой среде и в те­че­ние уже более трех с по­ло­ви­ной столетий доминирует в ми­ро­вом образовании. Лекционно-се­ми­нар­ская система вузовского обучения является лишь своеобразным ее вариантом, поскольку фактически строится на тех же теоретических основаниях. Большинство учителей, преподавателей вузов, колледжей, профтехучилищ, порой даже не имея специальной педагогической подготовки, успешно работают «по Коменскому» – основоположнику классно-уроч­ной системы обучения.

Производится сравнение классической и пе­ре­жи­ва­ющей становление новой парадигмы российского образования. Выявляются наиболее значимые противоречия между двумя образовательными моделями, которые мешают внедрению прогрессивных новшеств. Утверждается, что они могут быть успешно разрешены с опо­рой на теорию и тех­но­ло­гии контекстного обучения.

Скачать файл.pdf
Ключевые слова образовательная парадигма, традиционная модель обучения, способ передачи знаний, становление новой системы, противоречия, контекстное обучение
Список цитируемой литературы

1. Бру­нер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977.

2. Вер­биц­кий А. А. Психолого-педагогические основы построения новых моделей обучения // Иновац. процессы и программы в образовании. 2011. № 2.

3. Вер­биц­кий А. А.,Ильязова М. Д. Ин­ва­ри­ан­ты профессионализма: проблемы формирования. М.: Логос, 2011.

4. Вербицкий А. А., Ермакова О. Б. Шко­ла контекстного обучения как модель реализации компетентностного подхода // Педагогика. 2009. № 2.

5. Ко­мен­ский Я. А. Ве­ли­кая дидактика: избр. пед. соч. М.: Учеб.-пед. изд‑во, 1955.

6. Тоф­флер О. Бу­ду­щее труда // Новая технократическая вол­на на Западе. М., 1986.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.