А. Ф. Закирова

Название статьи Теоретические основы педагогической герменевтики и варианты ее реализации
в научно‑образовательной практике
Авторы А. Ф. Закирова
В рубрике ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ
Год 2012 Номер журнала №6 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК
УДК 37.0:316.3/4
Индекс ББК  
Аннотация

В статье раскрыты основные положения авторской концепции педагогической герменевтики – теории и прак­ти­ки истолкования и ин­тер­пре­та­ции субъектами образовательного процесса разножанровых текстов. Обучение полному и глу­бо­кому пониманию этих текстов происходит с уче­том социально-куль­тур­ных традиций, рефлексивного осмысления эмоционально-ду­хов­но­го опыта человечества и лич­но­го духовного опыта учащихся.

Доказывается, что на современном этапе развития образования педагогическая герменевтика востребована как методология гуманитарного освоения феноменов культуры, основу которой составляет идея опосредованного влияния методов осмысления культурных текстов на сознание человека, на способы его мышления и ми­ро­по­ни­ма­ния и дру­гие связанные с об­ра­зо­ва­ни­ем сферы деятельности: прогнозирование, моделирование, проектирование, диагностику и пе­да­го­ги­чес­кое общение.

В статье охарактеризованы принципы педагогической герменевтики: культурного опосредования, интегральности, концептуализации метафор, интертекстуальности, превращенной формы, обратимости мышления и др. Показаны многократно опробованные варианты воплощения концептуальных положений и инстру­мен­та­рия педагогической герменевтики в об­ра­зо­ва­тель­ной практике. Результаты опытной и внед­рен­чес­кой работы оценены с ис­поль­зо­ва­ни­ем методики интерпретации авторских концепций А. Н. Слав­ской, метода семантического дифференциала, методики М. Ро­ки­ча и др. Предложенные автором подходы могут быть использованы в об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ной школе, в про­фес­си­ональ­ной подготовке и на­уч­но-ис­сле­до­ва­тельской деятельности педагогов.

Скачать файл.pdf
Ключевые слова педагогическая герменевтика, понимание, смыслообразование, метафоризация, обратимость мышления.
Список цитируемой литературы

1. Бах­тин М. М. Эс­те­ти­ка словесного творчества. М.: Искусство, 1988. 423 с.

2. Вы­гот­ский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. 487 с.; М.: Педагогика, 1983. Т. 3. 366 с.

3. Зин­чен­ко В. П., Моргунов Е. Б. Че­ло­век развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. 301 с.

4. Ле­онть­ев Д. А.  Три грани смысла // Традиции и пер­спек­ти­вы деятельностного подхода в пси­хо­ло­гии: школа А. Н. Ле­онть­ева / под ред. А. Е. Войскун­ско­го, А. Н. Ждан, О. К. Ти­хо­ми­ро­ва. М.: Смысл, 1999. С. 299–332.

5. Лот­ман Ю. М. Се­ми­ос­фе­ра. СПб.: Искусство-СПБ, 2001. 704 с.

6. Маль­це­ва С. С. Спе­ци­фи­ка обучения гуманитарным дисциплинам в про­филь­ных классах негуманитарной направленности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Тюмень, 2009. 27 с.

7. Ма­мар­даш­ви­ли М. К. Фор­ма превращенная // Филос. энцикл.: в 5 т. М., 1970. Т. 5. С. 388.

8. Об­ла­со­ва Т. В. Раз­ви­ва­ющий потенциал деятельности школь­ников по созданию вторичных и встреч­ных текстов // Педагогика. 2011. № 5. С. 52–61.

9. Слав­ская А. Н. Ин­тер­пре­та­ция как предмет психологического исследования // Психол. журн. 1994. Т. 15, № 3. С. 78–88.

10. Шу­лер И. В. Ре­али­за­ция развивающего потенциала чтения в ус­ло­ви­ях современной информационной среды в про­цес­се обучения студентов вуза // Вестн. Тюмен. гос. ун‑та. 2010. № 5. С. 50–57.

11. На­ци­ональ­ная программа поддержки и раз­ви­тия чтения на 2007–2020 гг. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// www. fapmc.ru news/agency/2007/11.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.