Название статьи |
Теоретические основы педагогической герменевтики и варианты ее реализации в научно‑образовательной практике |
||||
Авторы | А. Ф. Закирова | ||||
В рубрике | ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ | ||||
Год | 2012 | Номер журнала | №6 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК |
УДК 37.0:316.3/4
|
Индекс ББК | ||
Аннотация |
В статье раскрыты основные положения авторской концепции педагогической герменевтики – теории и практики истолкования и интерпретации субъектами образовательного процесса разножанровых текстов. Обучение полному и глубокому пониманию этих текстов происходит с учетом социально-культурных традиций, рефлексивного осмысления эмоционально-духовного опыта человечества и личного духовного опыта учащихся. Доказывается, что на современном этапе развития образования педагогическая герменевтика востребована как методология гуманитарного освоения феноменов культуры, основу которой составляет идея опосредованного влияния методов осмысления культурных текстов на сознание человека, на способы его мышления и миропонимания и другие связанные с образованием сферы деятельности: прогнозирование, моделирование, проектирование, диагностику и педагогическое общение. В статье охарактеризованы принципы педагогической герменевтики: культурного опосредования, интегральности, концептуализации метафор, интертекстуальности, превращенной формы, обратимости мышления и др. Показаны многократно опробованные варианты воплощения концептуальных положений и инструментария педагогической герменевтики в образовательной практике. Результаты опытной и внедренческой работы оценены с использованием методики интерпретации авторских концепций А. Н. Славской, метода семантического дифференциала, методики М. Рокича и др. Предложенные автором подходы могут быть использованы в общеобразовательной школе, в профессиональной подготовке и научно-исследовательской деятельности педагогов. |
||||
Скачать | файл.pdf | ||||
Ключевые слова | педагогическая герменевтика, понимание, смыслообразование, метафоризация, обратимость мышления. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1988. 423 с. 2. Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. 487 с.; М.: Педагогика, 1983. Т. 3. 366 с. 3. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. 301 с. 4. Леонтьев Д. А. Три грани смысла // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева / под ред. А. Е. Войскунского, А. Н. Ждан, О. К. Тихомирова. М.: Смысл, 1999. С. 299–332. 5. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2001. 704 с. 6. Мальцева С. С. Специфика обучения гуманитарным дисциплинам в профильных классах негуманитарной направленности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Тюмень, 2009. 27 с. 7. Мамардашвили М. К. Форма превращенная // Филос. энцикл.: в 5 т. М., 1970. Т. 5. С. 388. 8. Обласова Т. В. Развивающий потенциал деятельности школьников по созданию вторичных и встречных текстов // Педагогика. 2011. № 5. С. 52–61. 9. Славская А. Н. Интерпретация как предмет психологического исследования // Психол. журн. 1994. Т. 15, № 3. С. 78–88. 10. Шулер И. В. Реализация развивающего потенциала чтения в условиях современной информационной среды в процессе обучения студентов вуза // Вестн. Тюмен. гос. ун‑та. 2010. № 5. С. 50–57. 11. Национальная программа поддержки и развития чтения на 2007–2020 гг. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// www. fapmc.ru news/agency/2007/11. |