А. Г. Кислов, О. В. Шмурыгина

Название статьи Идея университета: ретроспектива, версии и перспективы
Авторы А. Г. Кислов, О. В. Шмурыгина
В рубрике ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Год 2012 Номер журнала №8 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 378.4 Индекс ББК  
Аннотация В статье дан обзор основных версий идеи, миссии, предназначения и сущ­нос­ти университета (высшей школы вообще), представленных в кон­тек­сте различных исторических эпох. Исследование потребовало обращения к фи­ло­соф­ско­му и пе­да­го­ги­чес­ко­му наследию выдающихся мыслителей прошлого и нас­то­яще­го, ученых различных стран, в том числе и Рос­сии. Рассмотрены основные вехи эволюции высшей школы вплоть до сегодняшних дней. Подчеркивается, что многообразие вариантов идеи университета (высшей школы) обусловлено их конкретно-ис­то­ри­чес­ки­ми и би­ог­ра­фи­чес­ки­ми особенностями. Объединяет же все существующие версии идеалистическая (платонистская, эссенциалистская) позиция тех, кто их выдвигает. Однако более продуктивным авторы считают историко-ре­ля­ти­вистский подход, согласно которому высшая школа – явление гибкое и адап­ти­ру­юще­еся к тре­бо­ва­ни­ям той или иной эпохи. Декларация идеи университета меняется в со­от­вет­ствии с об­нов­ле­ни­ями запросов общества. Учет этих запросов, конструирование и ре­конструк­ция функционального ответа высшей школы на них видится наиболее перспективным направлением выхода из кризиса, в ко­то­ром пребывает высшее образование, – в этом состоит общий вывод статьи. Результаты работы могут найти применение при анализе состояния высшей школы и прог­но­зи­ро­ва­нии ее дальнейшего развития.
Скачать файл.pdf
Ключевые слова университет, высшая школа, идея университета, миссия университета.
Список цитируемой литературы

1. Бар­нетт Р. Ос­мыс­ле­ние университета // Образование в сов­ре­мен­ной культуре: альманах сер. «Университет в пер­спек­ти­ве развития». Центр проблем развития образования Белорус. гос. ун‑та / под ред. М. А. Гу­са­ков­ско­го. Минск: Пропилеи, 2001.

2. Белл Д. Гря­ду­щее постиндустриальное общество. М., 1999. С. 334–335.

3. Вер­же Ж. Сред­не­ве­ко­вый университет: учителя // Alma mater. 1997. № 2. С. 43–46; № 4. С. 33–36; № 5. С. 36–40.

4. Во­лос­ни­ко­ва Л. М. Ака­де­ми­чес­кая свобода: генезис, юстификация, конституционализация: моногр. М.: Юрист, 2006.

5. Гон­ча­ров С. З. Ло­ги­ка мышления и ак­си­оло­гия сердца / Рос. филос. о-во и др. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2006. С. 472–473.

6. Дер­ри­да Ж. Уни­вер­си­тет глазами его питомцев // Отечественные записки. 2003. № 6.

7. Дол­жен­ко О. Очер­ки по философии образования. М., 1995. С. 206–207.

8. Ду­шин О. Э. Уни­вер­си­те­ты и власть // Образование и на­си­лие: сб. ст. / под ред. К. С. Пи­ро­го­ва. СПб.: С.‑Пе­терб. гос. ун‑т, 2004.

9. Дюр­кгейм Э. О раз­де­ле­нии общественного труда. Метод со­цио­логии. М., 1990.

10. За­ха­ров И. В., Ляхович Е. С. Мис­сия университета в ев­ро­пейской культуре. М., 1994.

11. Каррье Г. Куль­тур­ные модели университета // Alma mater. 1996. № 3.

12. Ку­рен­ной В. Уни­вер­си­тет­ская корпорация // Неприкосновенный запас. 2006. № 4–5.

13. Ла­ды­жец Н. С. Уни­вер­си­тет­ское образование: идеалы, цели, ценностные ориентации: моногр. Ижевск, 1992.

14. Ла­тыш Н. И. Идея университета в кон­тек­сте современной цивилизации // Идея университета: парадоксы самоописания: cб. материалов 3‑й Меж­ду­нар. науч.-практ. конф. «Университетское образование: от эффективного преподавания к эф­фек­тив­но­му учению», 29–30 апр. 2002 г., Минск / под ред. М. А. Гу­са­ков­ско­го, А. А. По­лон­ни­ко­ва. Минск.: БГУ, 2002. 244 с.

15. Ле Галь Б., Сулье Ш. Ре­фор­ма управления университетами и ак­ту­али­за­ция спора факультета во Франции // Laboratorium. 2009. № 1. С. 65–82.

16. Ле Гофф Ж.. Уни­вер­си­те­ты и го­су­дар­ствен­ная власть в Сред­ние века и эпо­ху Возрождения // Другое Средневековье. Время, труд и куль­ту­ра Запада. Екатеринбург, 2000.

17. Ор­те­га-и-Гас­сет Х. Мис­сия университета // Отечественные записки. 2002. № 2. С. 125–130.

18. Ри­дингс Б. Уни­вер­си­тет в ру­инах // Отечественные записки. 2003. № 6.

19. Са­дов­ни­чий В. А. Рос­сия. Московский университет. Высшая школа. М., 1995. С. 45.

20. Стро­гец­кая Е. В. Идея и мис­сия современного университета // Вопр. образования. 2009. № 4. С. 67–81.

21. Ха­бер­мас Ю. Идея университета // Вестн. высш. шк. 1994. № 4. С. 25.

22. Шпа­ра­га О. Идея университета в Бе­ла­ру­си – Европейский гуманитарный университет. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.nmn.by/articles/280604/univer.html.

23. Яс­перс К. Идея университета / пер. с нем. Т. В. Тя­гу­но­вой; под общ. ред. М. А. Гу­са­ков­ско­го. Минск.: БГУ, 2006. 159 с.

24. Clark B. R. Creating entrepreneurial universities: organizational pathways of transformation / B. R. Clars // Issues in Higher Education. Paris: IAU Press, Pergamon, Elsevier Science, 1998.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.