И. В. Соколова

Название статьи Влияние билингвизма на социо-когнитивное развитие личности
Авторы И. В. Соколова
В рубрике ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
Год 2012 Номер журнала №8 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК
УДК 81.246.2

Индекс ББК  
Аннотация

В статье дается обзор последних зарубежных исследований, посвященных влиянию билингвизма на социо-ког­ни­тив­ное развитие личности. Экспериментальные научные изыскания, предпринятые в пос­лед­нее время, не только разрушили миф о вре­де двуязычного развития детей, но и по­ка­за­ли, что оно дает намного больше, чем просто знание двух языков. На основе сравнительного анализа показаны преимущества детей и взрос­лых, с рож­де­ния находящихся в би­лин­гваль­ной среде. Данные преимущества заключаются в на­ли­чии металингвистических способностей, позволяющих, в час­тнос­ти, увеличить скорость обучения; в бо­лее лучшем, чем у сверстни­ков-мо­но­лин­гвов, развитии исполнительных функций (исполнительного контроля, внимания, умения планировать действия, концентрации, подавления несущественной информации), важных не только для выполнения вербальных задач, но и для управления любой деятельностью. Показано также влияние билингвизма на когнитивную децентрацию, способность к изу­че­нию других языков, на формирование высокой степени социальной чуткости, относящейся как к вер­баль­ной, так и к не­вер­баль­ной коммуникации (интерпретация мимики, жестов, интонации) и вы­ра­жа­ющейся в на­ибо­лее адекватной реакции на речь и ком­му­ни­ка­тив­ное поведение окружающих.

Автор статьи делает вывод: билингвизм стимулирует творчество, способствует развитию дивергентного мышления, позволяющего рассматривать множество возможных решений одной и той же проблемы и вы­ра­ба­ты­вать, таким образом, креативные идеи. Знание двух языков расширяет ментальные границы ребенка, который, с куль­тур­ной и лин­гвис­ти­чес­кой точек зрения, будет лучше подготовлен к вступ­ле­нию в жизнь, чем его ровесники.

Скачать файл.pdf
Ключевые слова билингвизм, когнитивное развитие, исполнительные функции, децентрация, двуязычный ребенок.
Список цитируемой литературы

1. Вы­гот­ский Л. С. Мыш­ле­ние и речь. М.: Лабиринт, 2001. 368 с.

2. Ben-Zeev S. The influence of bilingualism on cognitive strategy and cognitive development // Child Development. 1977. № 48 (3). Р. 1009–1018.

3. Bialystok E., Craik F. I. M. Cognitive and Linguistic Processing in the Bilingual Mind // Current Directions in Psychological Science. Mar2010. Vol. 19. № 1. Р. 19–23.

4. Genesee F., Boivin I., Nicoladis E. Talking with Strangers: A Study of Bilingual Children’s Communicative Competence // Applied Psycholinguistics. 1996. № 17. Р. 427–442.

5. Ianco-Worrall A. D. Bilingualism and cognitive development // Child Development. 1972. Vol. 43. Issue: 4. Cambridge Univerisity Press.

6. Kovács A. M., Mehler J. Flexible learning of multiple speech structures in bilingual infants // Science. 2009. Jul 31; 325(5940). Р. 611–612.

7. Mechelli A., Crinion J. T., Noppeney U. O’Doherty J., Ash­burner J., Frackowiak R. S., and Price C. J. Neurolinguistics: Structural plasticity in the bilingual brain, 2004. Nature, 431 (757).

8. Petitto L. A., Kovelman I. Petitto, L. A., & Kovelman, I. The Bilingual Paradox: How signing-speaking bilingual children help us to resolve it and teach us about the brain’s mechanisms underlying all language acquisition // Learning Language, Spring 2003. № 8 (3). Р. 5–18.

9. Redlinger W., Park T. Z. Language mixing in young bilinguals // Journal of Child Language. 1980. № 7. Р. 337–352.

10. Sorace A. The more, the merrier: facts and beliefs about the bilingual mind. In S. Della Sala (ed.) Tall Tales about the Mind and the Brain: Separating Fact from Fiction, 193–203. Oxford: Oxford University Press, 2007.

11. Taeschner T. The sun is feminine: a study on language acquisition in bilingual children / Traute Taeschner Springer-Verlag, Berlin; New York: 1983.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.