Название статьи | Влияние билингвизма на социо-когнитивное развитие личности | ||||
Авторы | И. В. Соколова | ||||
В рубрике | ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ | ||||
Год | 2012 | Номер журнала | №8 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК |
УДК 81.246.2
|
Индекс ББК | ||
Аннотация |
В статье дается обзор последних зарубежных исследований, посвященных влиянию билингвизма на социо-когнитивное развитие личности. Экспериментальные научные изыскания, предпринятые в последнее время, не только разрушили миф о вреде двуязычного развития детей, но и показали, что оно дает намного больше, чем просто знание двух языков. На основе сравнительного анализа показаны преимущества детей и взрослых, с рождения находящихся в билингвальной среде. Данные преимущества заключаются в наличии металингвистических способностей, позволяющих, в частности, увеличить скорость обучения; в более лучшем, чем у сверстников-монолингвов, развитии исполнительных функций (исполнительного контроля, внимания, умения планировать действия, концентрации, подавления несущественной информации), важных не только для выполнения вербальных задач, но и для управления любой деятельностью. Показано также влияние билингвизма на когнитивную децентрацию, способность к изучению других языков, на формирование высокой степени социальной чуткости, относящейся как к вербальной, так и к невербальной коммуникации (интерпретация мимики, жестов, интонации) и выражающейся в наиболее адекватной реакции на речь и коммуникативное поведение окружающих. Автор статьи делает вывод: билингвизм стимулирует творчество, способствует развитию дивергентного мышления, позволяющего рассматривать множество возможных решений одной и той же проблемы и вырабатывать, таким образом, креативные идеи. Знание двух языков расширяет ментальные границы ребенка, который, с культурной и лингвистической точек зрения, будет лучше подготовлен к вступлению в жизнь, чем его ровесники. |
||||
Скачать | файл.pdf | ||||
Ключевые слова | билингвизм, когнитивное развитие, исполнительные функции, децентрация, двуязычный ребенок. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2001. 368 с. 2. Ben-Zeev S. The influence of bilingualism on cognitive strategy and cognitive development // Child Development. 1977. № 48 (3). Р. 1009–1018. 3. Bialystok E., Craik F. I. M. Cognitive and Linguistic Processing in the Bilingual Mind // Current Directions in Psychological Science. Mar2010. Vol. 19. № 1. Р. 19–23. 4. Genesee F., Boivin I., Nicoladis E. Talking with Strangers: A Study of Bilingual Children’s Communicative Competence // Applied Psycholinguistics. 1996. № 17. Р. 427–442. 5. Ianco-Worrall A. D. Bilingualism and cognitive development // Child Development. 1972. Vol. 43. Issue: 4. Cambridge Univerisity Press. 6. Kovács A. M., Mehler J. Flexible learning of multiple speech structures in bilingual infants // Science. 2009. Jul 31; 325(5940). Р. 611–612. 7. Mechelli A., Crinion J. T., Noppeney U. O’Doherty J., Ashburner J., Frackowiak R. S., and Price C. J. Neurolinguistics: Structural plasticity in the bilingual brain, 2004. Nature, 431 (757). 8. Petitto L. A., Kovelman I. Petitto, L. A., & Kovelman, I. The Bilingual Paradox: How signing-speaking bilingual children help us to resolve it and teach us about the brain’s mechanisms underlying all language acquisition // Learning Language, Spring 2003. № 8 (3). Р. 5–18. 9. Redlinger W., Park T. Z. Language mixing in young bilinguals // Journal of Child Language. 1980. № 7. Р. 337–352. 10. Sorace A. The more, the merrier: facts and beliefs about the bilingual mind. In S. Della Sala (ed.) Tall Tales about the Mind and the Brain: Separating Fact from Fiction, 193–203. Oxford: Oxford University Press, 2007. 11. Taeschner T. The sun is feminine: a study on language acquisition in bilingual children / Traute Taeschner Springer-Verlag, Berlin; New York: 1983. |