Название статьи | Социально-личностное самоопределение учащихся северного региона | ||||
Авторы | Ю. В. Шаркунова | ||||
В рубрике | РЕГИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ | ||||
Год | 2012 | Номер журнала | №8 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 373 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
В статье говорится об увеличивающихся темпах и масштабах трудовой миграции в северных регионах России и нарастающем, несмотря на предпринимаемые меры, оттоке талантливой молодежи из Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) – Югры. Данные процессы обостряют проблему подготовки и воспитания специалистов, которые бы могли поддерживать, развивать и модернизировать экономику региона, бережно относясь при этом к ценностям и традициям северян, соблюдая интересы нынешних и будущих поколений. Анализируются особенности формирования «Я‑концепции» у учащихся в условиях севера, а также социальные и психологические трудности, причиной которых являются интенсивные миграционные процессы. Для формирования у школьников-северян положительного образа своего будущего в родном регионе предлагается использовать конструктивный витагенный опыт, учитывающий северные самосознание и идентификацию. По мнению автора статьи, следует прежде всего стимулировать познавательную активность учащихся, которая будет определять вектор их социально-личностного самоопределения. Описывается авторская методика витагенного обучения, включающая целый комплекс приемов: актуализацию и анализ жизненного опыта учащихся, творческое моделирование идеальных образовательных объектов, сравнение статистических данных основных показателей социальной сферы региона и России в целом и др. Приводятся результаты экспериментального применения методики в Югорском физико-математическом лицее и в одной из гимназий г. Ханты-Мансийска. Положительный опыт автора и материалы проведенного исследования могут быть использованы педагогами, работающими в неблагоприятных природно-климатических зонах. |
||||
Скачать | файл.pdf | ||||
Ключевые слова | социально-личностное самоопределение, витагенный опыт, «Я‑концепция», формирование положительного образа будущего, северный регион. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Белкин А. С., Свинина Н. Г. Витагенный опыт и витагенный принцип – категории педагогической антропологии // Пед. образование. 2007. № 1. 2. Дерябина С. В., Коротких С. М., Биктимиров Т. З. К вопросу об этнопсихологических особенностях малых коренных народов Крайнего Севера // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития: сб. материалов 2‑й всерос. науч.-практ. конф. 21–22 нояб. 2008 г. М., 2008. С. 195–196. 3. Лобова В. А. Характеристика темпа психической деятельности в разных этнических общностях Крайнего Севера // Экология человека. 2007. № 12. С. 41–44. 4. Осипова Т. А. Социально-личностное самоопределение учащихся в условиях художественно-эстетической образовательной среды: дис. … канд. пед. наук. Тюмень, 2006. 188 с. 5. Павлов С. М., Мухина В. С. Психология этнической идентичности детей коренных малочисленных народов Севера // Развитие личности. 2001. № 3–4. 6. Пояснительная записка к прогнозу ежегодной потребности рынка труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в кадрах всех уровней профессионального образования в разрезе 27 видов экономической деятельности на период до 2020 года. 7. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре. [Электрон. ресурс]. URL: http://khmstat.gks.ru/munstat/ default.aspx. 8. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.: Пед. о‑во России, 1999. 264 с. |