Ю. В. Шаркунова

Название статьи Социально-личностное самоопределение учащихся северного региона
Авторы Ю. В. Шаркунова
В рубрике РЕГИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Год 2012 Номер журнала №8 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 373 Индекс ББК  
Аннотация

В статье говорится об увеличивающихся темпах и мас­шта­бах трудовой миграции в се­вер­ных регионах России и на­рас­та­ющем, несмотря на предпринимаемые меры, оттоке талантливой молодежи из Ханты-Ман­сийско­го автономного округа (ХМАО) – Югры. Данные процессы обостряют проблему подготовки и вос­пи­та­ния специалистов, которые бы могли поддерживать, развивать и мо­дер­ни­зи­ро­вать экономику региона, бережно относясь при этом к цен­нос­тям и тра­ди­ци­ям северян, соблюдая интересы нынешних и бу­ду­щих поколений.

Анализируются особенности формирования «Я‑кон­цеп­ции» у уча­щих­ся в ус­ло­ви­ях севера, а так­же социальные и пси­хо­ло­ги­чес­кие трудности, причиной которых являются интенсивные миграционные процессы. Для формирования у школь­ни­ков-се­ве­рян положительного образа своего будущего в род­ном регионе предлагается использовать конструктивный витагенный опыт, учитывающий северные самосознание и иден­ти­фи­ка­цию. По мнению автора статьи, следует прежде всего стимулировать познавательную активность учащихся, которая будет определять вектор их социально-лич­нос­тно­го самоопределения.

Описывается авторская методика витагенного обучения, включающая целый комплекс приемов: актуализацию и ана­лиз жизненного опыта учащихся, творческое моделирование идеальных образовательных объектов, сравнение статистических данных основных показателей социальной сферы региона и Рос­сии в це­лом и др. Приводятся результаты экспериментального применения методики в Югор­ском физико-ма­те­ма­ти­чес­ком лицее и в од­ной из гимназий г. Хан­ты-Ман­сийска. Положительный опыт автора и ма­те­ри­алы проведенного исследования могут быть использованы педагогами, работающими в неб­ла­гоп­ри­ят­ных природно-кли­ма­ти­чес­ких зонах.

Скачать файл.pdf
Ключевые слова социально-лич­нос­тное самоопределение, витагенный опыт, «Я‑кон­цеп­ция», формирование положительного образа будущего, северный регион.
Список цитируемой литературы

1. Бел­кин А. С., Свинина Н. Г. Ви­та­ген­ный опыт и ви­та­ген­ный принцип – категории педагогической антропологии // Пед. образование. 2007. № 1.

2. Де­ря­би­на С. В., Коротких С. М., Биктимиров Т. З. К воп­ро­су об этнопсихологических особенностях малых коренных народов Крайнего Севера // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и пер­спек­ти­вы развития: сб. материалов 2‑й все­рос. науч.-практ. конф. 21–22 но­яб. 2008 г. М., 2008. С. 195–196.

3. Ло­бо­ва В. А. Ха­рак­те­рис­ти­ка темпа психической деятельности в раз­ных этнических общностях Крайнего Севера // Экология человека. 2007. № 12. С. 41–44.

4. Оси­по­ва Т. А. Со­ци­аль­но-лич­нос­тное самоопределение уча­щихся в ус­ло­ви­ях художественно-эс­те­ти­чес­кой образовательной среды: дис. … канд. пед. наук. Тюмень, 2006. 188 с.

5. Пав­лов С. М., Мухина В. С. Пси­хо­ло­гия этнической идентичности детей коренных малочисленных народов Севера // Развитие личности. 2001. № 3–4.

6. По­яс­ни­тель­ная записка к прог­но­зу ежегодной потребности рынка труда Ханты-Ман­сийско­го автономного округа – Югры в кад­рах всех уровней профессионального образования в раз­ре­зе 27 ви­дов экономической деятельности на период до 2020 го­да.

7. Тер­ри­то­ри­аль­ный орган Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Ман­сийско­му автономному округу – Югре. [Электрон. ресурс]. URL: http://khmstat.gks.ru/munstat/ default.aspx.

8. Уп­рав­ле­ние воспитательной системой школы: проблемы и ре­ше­ния / под ред. В. А. Ка­ра­ков­ско­го, Л. И. Но­ви­ко­вой, Н. Л. Се­­ли­ва­но­вой, Е. И. Со­ко­ло­вой. М.: Пед. о‑во России, 1999. 264 с.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.