А. А. Карташева

Название статьи Коммуникативность образовательного процесса как категория неклассической парадигмы творчества и креативности
Авторы А. А. Карташева
В рубрике
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Год 2012 Номер журнала №8 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 37.03 Индекс ББК  
Аннотация

В статье поднимаются актуальные для современного образования проблемы формирования творческого мышления, соотношения подражания, с ко­то­ро­го начинаются обучение и вос­пи­та­ние, и соз­да­ния нового знания. Чтобы показать, насколько тесно связаны творчество и ком­му­ни­ка­ци­он­ные процессы, автор совершает экскурс в те­орию коммуникации, в проб­лем­ном поле которой существуют два основных подхода к изу­че­нию коммуникативных отношений – процессно-ин­фор­ма­ци­он­ный и се­ми­оти­чес­кий. Обзор и ана­лиз различных исследований, начиная с фор­му­лы Г. Лас­свел­ла до семиотической системы Ю. М. Лот­ма­на, доказывают, что категория коммуникативности оказывает непосредственное влияние на логику развития и ста­нов­ле­ния личности.

Особое внимание уделяется теории Ю. Ха­бер­ма­са, в ко­то­рой одно из центральных мест занимает понятие рациональной процедуры коммуникации, а ус­во­ение новых знаний происходит посредством морального сознания. Ученый выделяет шесть ступеней морального суждения: две преконвенциональных (управляемая авторитетом интеракция и уп­рав­ля­емое интересами сотрудничество); две конвенциональных (ролевое действие и ру­ко­вод­ству­юща­яся нормами интеракция); постконвенциональную и дис­курс. Движение по этим ступеням и есть обучение, результат творческой переработки и прис­во­ения имеющихся концептуальных схем (знаний).

Делается вывод о том, что сегодня творчество и кре­атив­ность базируются не только на оригинальности результата творческой деятельности, как это было в клас­си­чес­кой парадигме, но и на взаимодействии автора и пот­ре­би­те­ля творческого продукта, писателя и чи­та­те­ля, учителя и уче­ни­ка, преподавателя и сту­ден­та. Результаты проведенного исследования могут быть использованы как для дальнейшего изучения коммуникативных отношений в об­лас­ти образования, так и в прак­ти­чес­кой педагогической деятельности.

Скачать файл.pdf
Ключевые слова коммуникация, творчество, креативность, логика развития, теория коммуникативного действия.
Список цитируемой литературы

1. Бах­тин М. М. Проб­ле­ма автора // Вопр. философии. 1977. № 7. С. 148–160.

2. Биб­лер В. С. Мыш­ле­ние как творчество. Введение в ло­ги­ку мысленного диалога. М.: Политиздат, 1975. 399 с.

3. Бор­ра­до­ри Дж. Американский философ: беседы с Куайном, Дэвидсоном, Патнэмом, Нозиком, Данто, Рорти, Кейвлом, Макинтайром, Куном. М.: Дом интеллектуальной книги; Гнозис, 1998. 202 с.

4. Гав­ра Д. П. Ос­но­вы теории коммуникации. СПб.: Питер, 2011. 288 с.

5. Ге­гель Г. В. Ф. Фи­ло­со­фия права. М.: Мысль, 1990. 524 с.

6. Дьяко­ва Е. Г., Трахтенберг А. Д. Мас­со­вая коммуникация и проб­ле­ма конструирования реальности. Анализ основных теоретических подходов. Екатеринбург: УрО РАН, 1999. 130 с.

7. Йоас Х. Кре­атив­ность действия. СПб.: Алетейя, 2005. 320 с.

8. Лот­ман Ю. М. Внут­ри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. М.: Языки русской культуры, 1996. 464 с.

9. Лот­ман Ю. М. Из­бран­ные статьи: в 3 т. Таллин: Александра, 1992. Т. 1. 478 с.

10. Поп­пер К. Р. От­кры­тое общество и его враги. М.: Феникс, 1992. Т. 2. Время лжепророков: Гегель, Маркс и дру­гие оракулы. 528 с.

11. Ро­зов М. А. Зна­ние как объект исследования. Воспоминания о ра­бо­те новосибирского семинара (1963–1980) // Вопр. философии. 1998, № 1. С. 89–109.

12. Сос­сюр де Ф. Тру­ды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. 696 с.

13. Ха­бер­мас Ю. Де­мок­ра­тия. Разум. Нравственность (лекции и ин­тервью, Москва, апр. 1989 г.). М.: Наука, 1992. 256 с.

14. Ха­бер­мас Ю. Мо­раль­ное сознание и ком­му­ни­ка­тив­ное действие // Моральное сознание и ком­му­ни­ка­тив­ное действие: сб. СПб.: Наука, 2006. 380 с.

15. Ха­бер­мас Ю. Эти­ка дискурса: замечания к прог­рам­ме обоснования // Моральное сознание и ком­му­ни­ка­тив­ное действие: сб. СПб.: Наука, 2006. 380 с.

16. Хайдег­гер М. Вре­мя и бы­тие. М., 1993. 447 с.

17. Якоб­сон Р. О. Ре­че­вая коммуникация. Язык в от­но­ше­нии к дру­гим системам коммуникации // Якобсон Р. О. Избр. работы. М.: Прогресс, 1985. 460 с.

18. Shannon C. E. The Mathematical Theory of Communication // Bell System Technical Journal. July and October 1948. Vol. 27. Р. 379–423; 623–656.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.