Л. Б. Матевосян

Название статьи Стереотипный пласт языкового сознания: социо- и психолингвистическое обоснование
Авторы Л. Б. Матевосян
В рубрике ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В ОБРАЗОВАНИИ
Год 2012 Номер журнала №8 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 811.11(42) Индекс ББК  
Аннотация

Язык имеет много пластов, один из них – стереотипный, являющийся составляющей структуры языкового (или «лингвокультурного») сознания, – подробно рассмотрен в дан­ной статье. Автор на основании метода статистического анализа доказывает рефлекторную природу стереотипных высказываний и да­ет им социо- и пси­хо­лин­гвис­ти­чес­кое обоснование.

Описывается процесс возникновения стереотипных выражений, обусловленнный прагматикой языка, его направленностью на общение, рождающей потребность в стан­дар­те. Механизм образования стереотипных высказываний заключается в мно­же­ствен­ном повторении в од­но­тип­ных речевых ситуациях, вследствие чего коммуникативные единицы, типизированно обслуживающие такие ситуации, воспринимаются как «связанные» устойчивые формулы.

Речевые стереотипы, как и вся­кие стандарты, менее информативны, чем нестереотипные. Однако это не уменьшает значимости их изучения, ибо они являются результатом аккумуляции общественно-ис­то­ри­чес­ко­го опыта и зна­ний.

В ус­ло­ви­ях массовой коммуникации выявление и фик­си­ро­ва­ние повторяющихся жизненных (бытовых и эмо­ци­ональ­ных), а сле­до­ва­тель­но, и ре­че­вых ситуаций важно и це­ле­со­об­раз­но, так как наличие перечня/списка речевых единиц, обслуживающих подобные ситуации, поможет преподавателю-прак­ти­ку при обучении любому языку как иностранному.

Скачать файл.pdf
Ключевые слова социолингвистика, психолингвистика, языковое сознание, стереотипный пласт, стереотипные высказывания.
Список цитируемой литературы

1. Аки­ши­на А. А., Камогава К. Срав­ни­тель­ный анализ русского и япон­ско­го речевого этикета // Лингвострановедческий аспект преподавания русского языка иностранцам. М.: Изд‑во Моск. ун‑та, 1974.

2. Бо­ду­эн де Куртенэ И. А. Из­бран­ные труды по общему языкознанию. М., 1963. Т. 1.

3. Бур­ви­ко­ва Н. Д., Костомаров В. Г., Прохоров Ю. Е. На­ци­ональ­но-куль­тур­ные единицы общения в сов­ре­мен­ном культурном пространстве – лингвометодический аспект // Русский язык в Ар­ме­нии. 2003. № 3.

4. Ва­си­ле­вич А. П. Опи­са­ние фигуры человека в лек­си­ке семи языков: универсалии и раз­ли­чия // Язык и соз­на­ние: парадоксальная рациональность. М.: Ин‑т языкознания РАН, 1993.

5. Гум­больдт В. Фон. Язык и фи­ло­со­фия культуры: пер. с нем. М.: Прогресс, 1985.

6. Дю­рен Ж. О сте­ре­олин­гвис­ти­ке // Коммуникативно-смыс­ло­вые параметры грамматики и тек­ста. М.: Эдиториал УРСС, 2002.

7. Крас­ных В. В. Сте­ре­оти­пы: необходимая реальность или мнимая необходимость // Материалы IХ конгресса МАПРЯЛ. Братислава, 1999 г.: доклады и со­об­ще­ния российских ученых. М., 1999.

8. Крас­ных В. В. Сов­ре­мен­ная научная парадигма: лингвокогнитивный подход // Русский язык: исторические судьбы и сов­ре­мен­ность: II Меж­ду­нар. конгресс исследователей русского языка, Москва, фил. фак. МГУ, 18–21 мар­та 2004 г.: тр. и ма­те­ри­алы. М.: Изд‑во Моск. ун‑та, 2004.

9. Лап­те­ва О. А. Рус­ский разговорный синтаксис. Изд. 2‑е, стереотип. М.: Эдиториал УРСС, 2003.

10. Лев­ко­вич В. П. Обы­чай и ри­ту­ал как способы социальной регуляции поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976.

11. Ма­те­во­сян Л. Б. Ста­ци­онар­ные предложения в сов­ре­мен­ном русском языке. Ереван: Изд‑во Ереван. ун‑та, 1992.

12. Ма­те­во­сян Л. Б. Ста­ци­онар­ное предложение: от стандартного к ори­ги­наль­но­му. Москва; Ереван: Ин‑т языкознания РАН; Изд‑во Ереван. ун‑та, 2005.

13. Ма­те­во­сян Л. Б. Язы­ко­вое сознание. Стереотипный пласт. Москва; Ереван: Ин‑т языкознания РАН, 2007.

14. Ма­те­во­сян Л. Б. Сте­ре­отип­ный пласт языкового сознания: от стандартного к ори­ги­наль­но­му. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012.

15. Ме­ли­кян В. Ю. Ак­ту­аль­ные вопросы синтаксиса русского языка: теория нечленимого предложения. Ростов н/Д: Изд‑во Ростов. гос. пед. ун‑та, 2002.

16. Меч­ков­ская Н. Б. Со­ци­аль­ная лингвистика. М.: Аспект-Пресс, 2000.

17. Мит­ро­фа­но­ва О. Д. Лин­гво­ди­дак­ти­чес­кие уроки и прог­но­зы конца ХХ века // Материалы IХ конгресса МАПРЯЛ. Братислава, 1999 г.: доклады и со­об­ще­ния российских ученых. М., 1999.

18. Пе­да­го­ги­ка высшей школы / отв. ред. Ю. К. Ка­бан­ский. Ростов н/Д: Изд‑во Ростов. ун‑та, 1972.

19. По­ли­ва­нов Е. Д. Статьи по общему языкознанию: избр. работы. М.: Наука, 1968.

20. Са­бат­ко­ев Р. Б. Ре­че­вой этикет как важное средство воспитания культуры общения // Материалы IХ конгресса МАПРЯЛ. Братислава, 1999 г.: доклады и со­об­ще­ния российских ученых. М., 1999.

21. Со­ков­нин В. М. О при­ро­де человеческого общения (Опыт философского анализа). Фрунзе: Мектеп, 1974.

22. Те­лия В. Н. Рус­ская фразеология. Семантический, прагматический и лин­гво­куль­ту­ро­ло­ги­чес­кий аспекты. М.: Школа; Языки русской культуры, 1996.

23. Уорф Б. Л. От­но­ше­ние норм поведения и мыш­ле­ния к язы­ку // Новое в лин­гвис­ти­ке. М.: Прогресс, 1960. Вып. 1.

24. Уорф Б. Л. На­ука и язы­коз­на­ние (о двух ошибочных воззрениях на речь и мыш­ле­ние, характеризующих систему естественной логики, и о том, как слова и обы­чаи влияют на мышление) // Новое в лин­гвис­ти­ке. М.: Прогресс, 1960. Вып. 1.

25. Шак­ле­ин В. М. Лин­гво­куль­тур­ное содержание слова и пред­ло­же­ния // Материалы IХ Конгресса МАПРЯЛ. Братислава, 1999 г.: доклады и со­об­ще­ния российских ученых. М., 1999.

26. Швейцер А. Д., Никольский Л. Б. Вве­де­ние в со­ци­олин­гвис­ти­ку. М.: Высш. шк., 1978.

27. Язы­ко­вое сознание: стереотипы и твор­че­ство. М.: Ин‑т языкознания, 1988.

28. Яку­бин­ский Л. П. О ди­ало­ги­чес­кой речи // Русская речь: тр. фонетич. ин‑та практ. изучения языков: сб. ст. / под ред. Л. В. Щер­бы. Петербург, 1923. Вып. 1.

29. Wallon H. La vie mentale. Paris: Editions sociales, collection Essentiel, 1982.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.