Название статьи | Стереотипный пласт языкового сознания: социо- и психолингвистическое обоснование | ||||
Авторы | Л. Б. Матевосян | ||||
В рубрике | ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В ОБРАЗОВАНИИ | ||||
Год | 2012 | Номер журнала | №8 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 811.11(42) | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Язык имеет много пластов, один из них – стереотипный, являющийся составляющей структуры языкового (или «лингвокультурного») сознания, – подробно рассмотрен в данной статье. Автор на основании метода статистического анализа доказывает рефлекторную природу стереотипных высказываний и дает им социо- и психолингвистическое обоснование. Описывается процесс возникновения стереотипных выражений, обусловленнный прагматикой языка, его направленностью на общение, рождающей потребность в стандарте. Механизм образования стереотипных высказываний заключается в множественном повторении в однотипных речевых ситуациях, вследствие чего коммуникативные единицы, типизированно обслуживающие такие ситуации, воспринимаются как «связанные» устойчивые формулы. Речевые стереотипы, как и всякие стандарты, менее информативны, чем нестереотипные. Однако это не уменьшает значимости их изучения, ибо они являются результатом аккумуляции общественно-исторического опыта и знаний. В условиях массовой коммуникации выявление и фиксирование повторяющихся жизненных (бытовых и эмоциональных), а следовательно, и речевых ситуаций важно и целесообразно, так как наличие перечня/списка речевых единиц, обслуживающих подобные ситуации, поможет преподавателю-практику при обучении любому языку как иностранному. |
||||
Скачать | файл.pdf | ||||
Ключевые слова | социолингвистика, психолингвистика, языковое сознание, стереотипный пласт, стереотипные высказывания. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Акишина А. А., Камогава К. Сравнительный анализ русского и японского речевого этикета // Лингвострановедческий аспект преподавания русского языка иностранцам. М.: Изд‑во Моск. ун‑та, 1974. 2. Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию. М., 1963. Т. 1. 3. Бурвикова Н. Д., Костомаров В. Г., Прохоров Ю. Е. Национально-культурные единицы общения в современном культурном пространстве – лингвометодический аспект // Русский язык в Армении. 2003. № 3. 4. Василевич А. П. Описание фигуры человека в лексике семи языков: универсалии и различия // Язык и сознание: парадоксальная рациональность. М.: Ин‑т языкознания РАН, 1993. 5. Гумбольдт В. Фон. Язык и философия культуры: пер. с нем. М.: Прогресс, 1985. 6. Дюрен Ж. О стереолингвистике // Коммуникативно-смысловые параметры грамматики и текста. М.: Эдиториал УРСС, 2002. 7. Красных В. В. Стереотипы: необходимая реальность или мнимая необходимость // Материалы IХ конгресса МАПРЯЛ. Братислава, 1999 г.: доклады и сообщения российских ученых. М., 1999. 8. Красных В. В. Современная научная парадигма: лингвокогнитивный подход // Русский язык: исторические судьбы и современность: II Междунар. конгресс исследователей русского языка, Москва, фил. фак. МГУ, 18–21 марта 2004 г.: тр. и материалы. М.: Изд‑во Моск. ун‑та, 2004. 9. Лаптева О. А. Русский разговорный синтаксис. Изд. 2‑е, стереотип. М.: Эдиториал УРСС, 2003. 10. Левкович В. П. Обычай и ритуал как способы социальной регуляции поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976. 11. Матевосян Л. Б. Стационарные предложения в современном русском языке. Ереван: Изд‑во Ереван. ун‑та, 1992. 12. Матевосян Л. Б. Стационарное предложение: от стандартного к оригинальному. Москва; Ереван: Ин‑т языкознания РАН; Изд‑во Ереван. ун‑та, 2005. 13. Матевосян Л. Б. Языковое сознание. Стереотипный пласт. Москва; Ереван: Ин‑т языкознания РАН, 2007. 14. Матевосян Л. Б. Стереотипный пласт языкового сознания: от стандартного к оригинальному. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 15. Меликян В. Ю. Актуальные вопросы синтаксиса русского языка: теория нечленимого предложения. Ростов н/Д: Изд‑во Ростов. гос. пед. ун‑та, 2002. 16. Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика. М.: Аспект-Пресс, 2000. 17. Митрофанова О. Д. Лингводидактические уроки и прогнозы конца ХХ века // Материалы IХ конгресса МАПРЯЛ. Братислава, 1999 г.: доклады и сообщения российских ученых. М., 1999. 18. Педагогика высшей школы / отв. ред. Ю. К. Кабанский. Ростов н/Д: Изд‑во Ростов. ун‑та, 1972. 19. Поливанов Е. Д. Статьи по общему языкознанию: избр. работы. М.: Наука, 1968. 20. Сабаткоев Р. Б. Речевой этикет как важное средство воспитания культуры общения // Материалы IХ конгресса МАПРЯЛ. Братислава, 1999 г.: доклады и сообщения российских ученых. М., 1999. 21. Соковнин В. М. О природе человеческого общения (Опыт философского анализа). Фрунзе: Мектеп, 1974. 22. Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Школа; Языки русской культуры, 1996. 23. Уорф Б. Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Новое в лингвистике. М.: Прогресс, 1960. Вып. 1. 24. Уорф Б. Л. Наука и языкознание (о двух ошибочных воззрениях на речь и мышление, характеризующих систему естественной логики, и о том, как слова и обычаи влияют на мышление) // Новое в лингвистике. М.: Прогресс, 1960. Вып. 1. 25. Шаклеин В. М. Лингвокультурное содержание слова и предложения // Материалы IХ Конгресса МАПРЯЛ. Братислава, 1999 г.: доклады и сообщения российских ученых. М., 1999. 26. Швейцер А. Д., Никольский Л. Б. Введение в социолингвистику. М.: Высш. шк., 1978. 27. Языковое сознание: стереотипы и творчество. М.: Ин‑т языкознания, 1988. 28. Якубинский Л. П. О диалогической речи // Русская речь: тр. фонетич. ин‑та практ. изучения языков: сб. ст. / под ред. Л. В. Щербы. Петербург, 1923. Вып. 1. 29. Wallon H. La vie mentale. Paris: Editions sociales, collection Essentiel, 1982. |