Д. П. Попов

Название статьи Оценки преподавателями и студентами уральских вузов качества образования в условиях реформирования высшей школы
Авторы Д. П. Попов
В рубрике СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Год 2012 Номер журнала №8 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 37.015.4 Индекс ББК  
Аннотация

В статье предложены различные подходы к оп­ре­де­ле­нию понятия «качество образования». На основе анализа работ зарубежных и оте­че­ствен­ных авторов подробно рассматриваются социологические аспекты качества. Как ключевую проблему автор выделяет несовпадение интересов различных социальных групп в про­цес­се реформирования образования. Преобразования последнего времени показаны в кон­тек­сте реорганизации высшей школы. На основании эмпирического исследования, проведенного в се­ми вузах Екатеринбурга, делается вывод о том, что отрицание реформы образования носит системный характер, а не является случайным набором отдельных мнений, а по­зи­ция представителей образовательного сообщества, выступающего против изменений, выглядит достаточно устойчивой. Профессорско-пре­по­да­ва­тельский состав и сту­ден­че­ство, выступающие против спускаемых сверху мер, не перестанут им противодействовать до тех пор, пока в ре­фор­му не будут внесены коррективы по целому ряду направлений. Причем основное беспокойство у об­ра­зо­ва­тель­но­го сообщества вызывают изменения качества и цен­нос­тей высшего профессионального образования: постепенная трансформация классического фундаментального обучения, нацеленного на развитие личности, и уси­ле­ние акцента на практической составляющей образования, якобы ведущее к по­вы­ше­нию конкурентоспособности выпускников. Вероятный вариант продолжения преобразований без учета мнения работников образовательной сферы и пот­ре­би­те­лей ее услуг (учащихся, студентов) грозит либо еще большим замедлением темпов реализации реформы либо полным ее провалом.

Скачать файл.pdf
Ключевые слова

качество образования, реформирование высшей школы, оценка реформы, Болонский процесс.

Список цитируемой литературы

1. Ани­ка­но­ва Н. А. Ка­че­ство образования в сов­ре­мен­ной высшей школе: социокультурные ориентиры трансформации: автореф. дис. … канд. соц. наук. Новочерасск, 2006.

2. Лю­бин И. Н. Уп­рав­ле­ние открытым социальным взаимодействием как фактор качества образования в сис­те­ме среднего профессионального образования: автореф. дис. … канд. соц. наук. Чита: Читин. гос. ун‑т. 2006.

3. Ма­жар Н. Е. Ка­че­ство образования как системообразующий фактор образовательной политики // Пед. образование и на­ука. 2010. № 8. С. 16–24.

4. Ман­хейм К. Очер­ки социологии знания. Проблема поколений – состязательность – экономические амбиции. М., 2000. 249 с.

5. Па­на­сюк В. П. Пе­да­го­ги­чес­кая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса: автореф. дис. … д‑ра пед. наук. СПб., 1998.

6. Праз­дни­ков Г. А. Бо­лон­ский процесс в смыс­ло­вом пространстве социального образования // Социолог. исследования. 2004. № 2. С. 42–47.

7. Смо­лин О. М. И еще раз о ЕГЭ. Сайт научного информационно-ана­ли­ти­чес­ко­го журнала Образование и об­ще­ство [Электрон. ресурс]. URL: http://www.education.rekom.ru/2_2008/74.html (дата обращения 12.04.10).

8. Тес­тов В. Ка­че­ство и фун­да­мен­таль­ность высшего образования // Высш. образование в Рос­сии. 2008. № 10. С. 89–92.

9. Чев­та­ева Н. Г., Стребкова Н. В. Оцен­ка качества образования: социологический анализ групп интересов: моногр. Екатеринбург; Лангепас: УрАГС, 2009. 154 с.

10. Ши­шов С. Е., Кальней В. А. Мо­ни­то­ринг качества образования в шко­ле. М., 1999. 320 с.

11. Щи­па­че­ва Н. В. Ка­че­ство образования в сис­те­ме высшей школы: социологический аспект: автореф. … канд. социол. наук. Екатеринбург. 2005.

12. По­пов Д. П. Ре­фор­ма высшего образования глазами преподавателей и сту­ден­тов уральских вузов: социологический анализ // Науч. вестн. Урал. академ. гос. службы: политология, экономика, социология, право. 2011. № 2 (15). С. 174–180.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.