Название статьи | Оценки преподавателями и студентами уральских вузов качества образования в условиях реформирования высшей школы | ||||
Авторы | Д. П. Попов | ||||
В рубрике | СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ | ||||
Год | 2012 | Номер журнала | №8 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 37.015.4 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
В статье предложены различные подходы к определению понятия «качество образования». На основе анализа работ зарубежных и отечественных авторов подробно рассматриваются социологические аспекты качества. Как ключевую проблему автор выделяет несовпадение интересов различных социальных групп в процессе реформирования образования. Преобразования последнего времени показаны в контексте реорганизации высшей школы. На основании эмпирического исследования, проведенного в семи вузах Екатеринбурга, делается вывод о том, что отрицание реформы образования носит системный характер, а не является случайным набором отдельных мнений, а позиция представителей образовательного сообщества, выступающего против изменений, выглядит достаточно устойчивой. Профессорско-преподавательский состав и студенчество, выступающие против спускаемых сверху мер, не перестанут им противодействовать до тех пор, пока в реформу не будут внесены коррективы по целому ряду направлений. Причем основное беспокойство у образовательного сообщества вызывают изменения качества и ценностей высшего профессионального образования: постепенная трансформация классического фундаментального обучения, нацеленного на развитие личности, и усиление акцента на практической составляющей образования, якобы ведущее к повышению конкурентоспособности выпускников. Вероятный вариант продолжения преобразований без учета мнения работников образовательной сферы и потребителей ее услуг (учащихся, студентов) грозит либо еще большим замедлением темпов реализации реформы либо полным ее провалом. |
||||
Скачать | файл.pdf | ||||
Ключевые слова |
качество образования, реформирование высшей школы, оценка реформы, Болонский процесс. |
||||
Список цитируемой литературы |
1. Аниканова Н. А. Качество образования в современной высшей школе: социокультурные ориентиры трансформации: автореф. дис. … канд. соц. наук. Новочерасск, 2006. 2. Любин И. Н. Управление открытым социальным взаимодействием как фактор качества образования в системе среднего профессионального образования: автореф. дис. … канд. соц. наук. Чита: Читин. гос. ун‑т. 2006. 3. Мажар Н. Е. Качество образования как системообразующий фактор образовательной политики // Пед. образование и наука. 2010. № 8. С. 16–24. 4. Манхейм К. Очерки социологии знания. Проблема поколений – состязательность – экономические амбиции. М., 2000. 249 с. 5. Панасюк В. П. Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса: автореф. дис. … д‑ра пед. наук. СПб., 1998. 6. Праздников Г. А. Болонский процесс в смысловом пространстве социального образования // Социолог. исследования. 2004. № 2. С. 42–47. 7. Смолин О. М. И еще раз о ЕГЭ. Сайт научного информационно-аналитического журнала Образование и общество [Электрон. ресурс]. URL: http://www.education.rekom.ru/2_2008/74.html (дата обращения 12.04.10). 8. Тестов В. Качество и фундаментальность высшего образования // Высш. образование в России. 2008. № 10. С. 89–92. 9. Чевтаева Н. Г., Стребкова Н. В. Оценка качества образования: социологический анализ групп интересов: моногр. Екатеринбург; Лангепас: УрАГС, 2009. 154 с. 10. Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М., 1999. 320 с. 11. Щипачева Н. В. Качество образования в системе высшей школы: социологический аспект: автореф. … канд. социол. наук. Екатеринбург. 2005. 12. Попов Д. П. Реформа высшего образования глазами преподавателей и студентов уральских вузов: социологический анализ // Науч. вестн. Урал. академ. гос. службы: политология, экономика, социология, право. 2011. № 2 (15). С. 174–180. |