Название статьи | Духовно-нравственное воспитание в олимпиадном движении студентов | ||||
Авторы | А. И. Попов | ||||
В рубрике | Образовательные технологии | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №3 | Страницы | 92 |
Тип статьи | Индекс УДК | 378.02 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
В работе обосновывается необходимость поиска новых эффективных педагогических инструментов и технологий, обеспечивающих духовно-нравственное воспитание молодежи в вузах, без которого невозможно формирование новой технической элиты. В качестве одного из возможных вариантов осуществления такого воспитания предлагается развитие массового олимпиадного движения студентов, активно вовлекающее их в общественно-полезное творчество. Если на ступенях общего и среднего профессионального образования олимпиадное движение давно приобрело четкие формы и имеет весьма конкретные, ясные цели, то в высшей школе и организация, и целевая заданность олимпиадных мероприятий пока далеки от идеала. Автор подчеркивает разницу между регулярными олимпиадными циклами, последовательно формирующими творческие компетенции учащихся, и организацией разрозненных, проводимых от случая к случаю конкурсов и соревнований, где стремление к достижению призового места очень часто превалирует над познавательной мотивацией. Чтобы олимпиады стали одной из ведущих форм подготовки будущих специалистов, нужны меры по органичному включению их в учебную, научную и воспитательную деятельность вузов, строгая регламентация их проведения и обязательное участие в них каждого высшего учреждения. Рассмотрены процесс и составляющие олимпиадного движения как одного из видов обучения в вузе; кратко описана специальная педагогическая технология организации такого движения, при проектировании которой использовались компетентностный и деятельностный методологические подходы. Показано, что в данной и подобных технологиях должны быть тщательно сбалансированы совместная познавательная деятельность и эффект соперничества в учебном процессе. Материалы публикации могут быть использованы для совершенствования воспитательного процесса и творческой подготовки студентов в технических вузах страны. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | духовность, общественно полезное творчество, творческие компетенции, олимпиадное движение. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Боровских А. В., Розов Н. Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика. Москва: МАКС Пресс, 2010. 80 с. 2. Попов А. И. От студенческих олимпиад – к олимпиадному движению // Alma mater. Вестник высшей школы. 2012. № 2. С. 13–16. 3. Попов А. И., Пучков Н. П. Методологические основы и практические аспекты организации олимпиадного движения по учебным дисциплинам в вузе: монография. Тамбов: ТГТУ, 2010. 212 с. 4. Теплякова О. А. Социальный заказ на воспитание духовно-нравственной личности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 6. С. 18–20. 5. Федорова М. А., Завьялов А. М. Мировой социально-экономический контекст научного образования // Alma mater. Вестник высшей школы. 2013. № 4. С. 7–10. |