А. И. Попов

Название статьи Духовно-нравственное воспитание в олимпиадном движении студентов
Авторы А. И. Попов
В рубрике Образовательные технологии
Год 2014 Номер журнала №3 Страницы 92
Тип статьи   Индекс УДК 378.02 Индекс ББК  
Аннотация

В ра­бо­те обосновывается необходимость поиска новых эффективных педагогических инструментов и тех­но­ло­гий, обеспечивающих духовно-нрав­ствен­ное воспитание молодежи в ву­зах, без которого невозможно формирование новой технической элиты. В ка­че­стве одного из возможных вариантов осуществления такого воспитания предлагается развитие массового олимпиадного движения студентов, активно вовлекающее их в об­ще­ствен­но-по­лез­ное творчество.

Если на ступенях общего и сред­не­го профессионального образования олимпиадное движение давно приобрело четкие формы и име­ет весьма конкретные, ясные цели, то в выс­шей школе и ор­га­ни­за­ция, и це­ле­вая за­данность олимпиадных мероприятий пока далеки от идеала. Автор подчеркивает разницу между регулярными олимпиадными циклами, последовательно формирующими творческие компетенции учащихся, и ор­га­ни­за­цией разрозненных, проводимых от случая к слу­чаю конкурсов и со­рев­но­ва­ний, где стремление к дос­ти­же­нию призового места очень часто превалирует над познавательной мотивацией. Чтобы олимпиады стали одной из ведущих форм подготовки будущих специалистов, нужны меры по органичному включению их в учеб­ную, научную и вос­пи­та­тель­ную де­ятельность вузов, строгая регламентация их проведения и обя­за­тель­ное участие в них каждого высшего учреждения.

Рассмотрены процесс и сос­тав­ля­ющие олимпиадного движения как одного из видов обучения в ву­зе; кратко описана специальная педагогическая технология организации такого движения, при проектировании которой использовались компетентностный и де­ятель­нос­тный методологические подходы. Показано, что в дан­ной и по­доб­ных технологиях должны быть тщательно сбалансированы совместная познавательная деятельность и эф­фект соперничества в учеб­ном процессе.

Материалы публикации могут быть использованы для совершенствования воспитательного процесса и твор­чес­кой подготовки студентов в тех­ни­чес­ких вузах страны.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова духовность, общественно полезное творчество, твор­ческие компетенции, олимпиадное движение.
Список цитируемой литературы

1. Бо­ров­ских А. В., Розов Н. Х. Де­ятель­нос­тные принципы в пе­да­го­ги­ке и пе­да­го­ги­чес­кая логика. Москва: МАКС Пресс, 2010. 80 с.

2. По­пов А. И. От студенческих олимпиад – к олим­пи­ад­но­му движению // Alma mater. Вестник высшей школы. 2012. № 2. С. 13–16.

3. По­пов А. И., Пучков Н. П. Ме­то­до­ло­ги­чес­кие основы и прак­ти­чес­кие аспекты организации олимпиадного движения по учебным дисциплинам в ву­зе: монография. Тамбов: ТГТУ, 2010. 212 с.

4. Теплякова О. А. Социальный заказ на воспитание духовно-нравственной личности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 6. С. 18–20.

5. Фе­до­ро­ва М. А., Завьялов А. М. Ми­ро­вой социально-эко­но­ми­чес­кий контекст научного образования // Alma mater. Вестник высшей школы. 2013. № 4. С. 7–10.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.