Л. М. Козина

Название статьи Межкультурный диалог как педагогическое средство воспитания поликультурности
Авторы Л. М. Козина
В рубрике Гуманитарные науки в образовании
Год 2014 Номер журнала №3 Страницы 79
Тип статьи   Индекс УДК 37.013 Индекс ББК  
Аннотация

Цель статьи – показать перспективность межкультурного общения как педагогического средства воспитания поликультурности и по­де­лить­ся практическим опытом организации диалога культур в кур­се изучения иностранного языка в ву­зе. Анализируются существующие определения межкультурного диалога и рас­смат­ри­ва­ют­ся его особенности. Автор понимает такой диалог как коммуникативно-ри­то­ри­чес­кую конфликтную ситуацию «столкновения» двух или более культур, благодаря которой запускается механизм смыслообразования, способствующего взаимопониманию и вза­им­но­му обогащению общающихся субъектов, имеющих устойчивую культурную идентификацию. Развитие данной ситуации и ее рефлексия приводят в ко­неч­ном счете к фор­ми­ро­ва­нию у обу­ча­ю­щих­ся активной жизненной позиции, готовности к про­дук­тив­ной профессиональной деятельности в ус­ло­ви­ях культурного многообразия при сохранении собственной этнической культурной принадлежности, эмпатии, появлению умения достойно представлять родную культуру.

Предлагается трехэтапная модель построения межкультурного диалога на занятиях, задачей которых является воспитание поликультурной личности. В ка­че­стве примера описано одно из практических занятий со студентами третьего курса Тюменского государственного университета специальности «Теория и ме­то­ди­ка преподавания английского языка».

Статья адресована преподавателям иностранного языка, методистам, практикующим и бу­ду­щим педагогам.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова межкультурный диалог, конфликт, смыслообразование, понимание, поликультурность.
Список цитируемой литературы

1. Бах­тин М. М Эстетика словесного творчества. Москва, 1986.

2. Бах­тин М. М. Проб­ле­мы поэтики Достоевского. Москва, 1979.

3. Биб­лер В. С. Ци­ви­ли­за­ция и куль­ту­ра. Москва, 1993. С. 14–18.

4. Бе­ля­ко­ва Е. Г. Смыс­ло­об­ра­зо­ва­ние в пе­да­го­ги­чес­ком взаимодей­ствии. монография. Тюмень: Изд‑во Тюменского госуниверситета, 2008.

5. Ели­зо­ва Е. А Се­ман­ти­ка урока как педагогического текста // Человек и об­ра­зо­ва­ние. 2010. № 2 (23). С. 82–86

6. За­ки­ро­ва А. Ф. Вхо­дя в гер­ме­нев­ти­чес­кий круг. Москва: Владос, 2011.

7. Зин­чен­ко В. П. Ра­бо­та понимания // Психологическая на­ука и об­ра­зо­ва­ние. 1997. № 3 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1030&binn_rubrik_pl_articles=112.

8. Лот­ман Ю. М. Асим­мет­рия и ди­алог. С‑Пе­тер­бург: Семио­сфера. 2000. С. 591–603.

9. Ле­онть­ев Д. А. Пси­хо­ло­гия смысла: природа, строение и ди­на­ми­ка смысловой реальности. Москва: Смысл, 1999. 487 с.

10. Ли­гин­чук Г. Г. Кон­флик­то­ло­гия: учебно-ме­то­ди­чес­кое пособие. Москва: Московский институт экономики, менеджмента и пра­ва [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook058/book/index/index.html?go=part-005*page.htm.

11. Но­во­же­ни­на Е. В. Ста­нов­ле­ние партнерских отношений преподавателя и сту­ден­тов в ву­зе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2002.

12. Му­ра­со­ва А. Р. Пе­да­го­ги­чес­кое сопровождение культурного самоопределения студентов: автореф. дис.... канд. пед. наук. Ульяновск, 2008. 192 с.

13. Ста­ка­но­ва Е. В. Пси­хо­ло­ги­чес­кие особенности смысловой саморегуляции студентов при изучении иностранного языка как смыслообразующего контекста: дис.... канд. психол. наук. Ростов-на-До­ну, 2006. 190 с.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.