Название статьи | Межкультурный диалог как педагогическое средство воспитания поликультурности | ||||
Авторы | Л. М. Козина | ||||
В рубрике | Гуманитарные науки в образовании | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №3 | Страницы | 79 |
Тип статьи | Индекс УДК | 37.013 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Цель статьи – показать перспективность межкультурного общения как педагогического средства воспитания поликультурности и поделиться практическим опытом организации диалога культур в курсе изучения иностранного языка в вузе. Анализируются существующие определения межкультурного диалога и рассматриваются его особенности. Автор понимает такой диалог как коммуникативно-риторическую конфликтную ситуацию «столкновения» двух или более культур, благодаря которой запускается механизм смыслообразования, способствующего взаимопониманию и взаимному обогащению общающихся субъектов, имеющих устойчивую культурную идентификацию. Развитие данной ситуации и ее рефлексия приводят в конечном счете к формированию у обучающихся активной жизненной позиции, готовности к продуктивной профессиональной деятельности в условиях культурного многообразия при сохранении собственной этнической культурной принадлежности, эмпатии, появлению умения достойно представлять родную культуру. Предлагается трехэтапная модель построения межкультурного диалога на занятиях, задачей которых является воспитание поликультурной личности. В качестве примера описано одно из практических занятий со студентами третьего курса Тюменского государственного университета специальности «Теория и методика преподавания английского языка». Статья адресована преподавателям иностранного языка, методистам, практикующим и будущим педагогам. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | межкультурный диалог, конфликт, смыслообразование, понимание, поликультурность. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Бахтин М. М Эстетика словесного творчества. Москва, 1986. 2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. Москва, 1979. 3. Библер В. С. Цивилизация и культура. Москва, 1993. С. 14–18. 4. Белякова Е. Г. Смыслообразование в педагогическом взаимодействии. монография. Тюмень: Изд‑во Тюменского госуниверситета, 2008. 5. Елизова Е. А Семантика урока как педагогического текста // Человек и образование. 2010. № 2 (23). С. 82–86 6. Закирова А. Ф. Входя в герменевтический круг. Москва: Владос, 2011. 7. Зинченко В. П. Работа понимания // Психологическая наука и образование. 1997. № 3 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1030&binn_rubrik_pl_articles=112. 8. Лотман Ю. М. Асимметрия и диалог. С‑Петербург: Семиосфера. 2000. С. 591–603. 9. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. Москва: Смысл, 1999. 487 с. 10. Лигинчук Г. Г. Конфликтология: учебно-методическое пособие. Москва: Московский институт экономики, менеджмента и права [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook058/book/index/index.html?go=part-005*page.htm. 11. Новоженина Е. В. Становление партнерских отношений преподавателя и студентов в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2002. 12. Мурасова А. Р. Педагогическое сопровождение культурного самоопределения студентов: автореф. дис.... канд. пед. наук. Ульяновск, 2008. 192 с. 13. Стаканова Е. В. Психологические особенности смысловой саморегуляции студентов при изучении иностранного языка как смыслообразующего контекста: дис.... канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2006. 190 с. |