Название статьи | Современное образование: от рассудочности к разумности | ||||
Авторы | О. С. Анисимов | ||||
В рубрике | Дискуссии | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №3 | Страницы | 107 |
Тип статьи | Индекс УДК | 37.012.1 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
В статье рассматриваются проблемы функционирования и развития современного образования, которые неразрывно связаны с состоянием общества. Показано, что социальные и экономические тенденции в современном мире настоятельно требуют формирования и максимального раскрытия творческих возможностей человека. Однако креативный потенциал, активизация которого декларируется как основная цель образования, начинает работать, по мнению автора, не на созидание и благополучие общества, а на осуществление эгоистической политики мировых монополий и корпораций, что усугубляет глобальный кризис. На основе глубокой исторической ретроспективы критикуется прагматизм образовательной сферы. Утверждается, что в ситуации цивилизационного кризиса прагматическая ориентация образования, его самоотстраненность от культивирования способностей обнаруживать целостную и локализованную динамику человеческого сообщества, ее опасные тенденции становятся причиной слабости сил, противостоящих разрушительным явлениям, и угрозой для жизни на земле. Сегодня образовательные системы сосредоточены на формировании прежде всего рассудка, но не разума, что неизбежно ведет к поверхностному пониманию проблем, ослабляет аналитический потенциал личности и не годится для стратегических решений. Специалисты, сконцентрированные на рассудке, пусть даже сформированном в элитном образовательном пространстве, принципиально не способны найти выход из мирового кризиса. Образование должно обеспечивать более высокое и надежное постижение сущности, взращивать способности разума, приближенного к требованиям «абсолютного духа», о котором говорили Конфуций, Платон, Кант и Гегель. Основной целью работы является обоснование цивилизационной парадигмы образования, которая опирается на фундаментальные идеи гегельянства о познающем мышлении и в которой рассудочности противопоставлена разумность. В качестве наиболее адекватного инструмента реализации образования такого типа предлагаются технологии игрового моделирования, совмещающие достоинства развития философского, научного и методологического мышления. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | цивилизационная парадигма образования, рассудочность, разумность, прагматическая ориентация в образовании, игромоделирование. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Анисимов О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. Москва, 1991. 2. Анисимов О. С. Исследования по творчеству и культуре рефлексивной самоорганизации преподавателя (акмелогические аспекты) // Педагогическая концепция последипломного образования. Москва, 1994. Вып. 14. 3. Анисимов О. С. Гегель: мышление и развитие. Москва, 2000. 4. Анисимов О. С. Культура принятия решений: диалоговые модели. Москва, 2002. Т. 1–2. 5. Анисимов О. С. Педагогическая акмеология: общая и управленческая. Минск, 2002. 6. Анисимов О. С. Методологическая культура и принятие решений. Москва, 2003. 7. Анисимов О. С. Принятие решений в управленческих иерархиях. Москва, 2004. 8. Анисимов О. С. Высшие формы профессионализма государственного мышления. Москва, 2006. 9. Анисимов О. С. Методологическая парадигма (опыт ММПК). Москва, 2007. 10. Анисимов О. С. Педагогическая деятельность: игротехническая парадигма. Москва, 2009. Т. 1–2. 11. Анисимов О. С. Мышление стратега: модельные сюжеты. Москва, 2009–2012. Вып. 1–20. 12. Анисимов О. С. Игромоделирование, игротехника, развитие. Москва, 2009. 13. Анисимов О. С. Философия: познание, бытие и метод (на пути к высшей онтологии и высшему «методу»). Москва, 2011. 14. Анисимов О. С. Структура. Система. Метасистема. Москва, 2011. 15. Анисимов О. С. Проблемы педагогики и психологии высшей школы (Прелюдия игротехнической парадигмы). Москва, 2012. |