О. С. Анисимов

Название статьи Современное образование: от рассудочности к разумности
Авторы О. С. Анисимов
В рубрике Дискуссии
Год 2014 Номер журнала №3 Страницы 107
Тип статьи   Индекс УДК 37.012.1 Индекс ББК  
Аннотация

В статье рассматриваются проблемы функционирования и раз­ви­тия современного образования, которые неразрывно связаны с сос­то­яни­ем общества. Показано, что социальные и эко­но­ми­чес­кие тенденции в сов­ре­мен­ном мире настоятельно требуют формирования и мак­си­маль­но­го раскрытия творческих возможностей человека. Однако креативный потенциал, активизация которого декларируется как основная цель образования, начинает работать, по мнению автора, не на созидание и бла­го­по­лу­чие общества, а на осуществление эгоистической политики мировых монополий и кор­по­ра­ций, что усугубляет глобальный кризис.

На основе глубокой исторической ретроспективы критикуется прагматизм образовательной сферы. Утверждается, что в си­ту­ации цивилизационного кризиса прагматическая ориентация образования, его самоотстраненность от культивирования способностей обнаруживать целостную и ло­ка­ли­зо­ван­ную динамику человеческого сообщества, ее опасные тенденции становятся причиной слабости сил, противостоящих разрушительным явлениям, и уг­ро­зой для жизни на земле. Сегодня образовательные системы сосредоточены на формировании прежде всего рассудка, но не разума, что неизбежно ведет к по­вер­хнос­тно­му пониманию проблем, ослабляет аналитический потенциал личности и не годится для стратегических решений. Специалисты, сконцентрированные на рассудке, пусть даже сформированном в элит­ном образовательном пространстве, принципиально не способны найти выход из мирового кризиса. Образование должно обеспечивать более высокое и на­деж­ное постижение сущности, взращивать способности разума, приближенного к тре­бо­ва­ни­ям «абсолютного духа», о ко­то­ром говорили Конфуций, Платон, Кант и Ге­гель.

Основной целью работы является обоснование цивилизационной парадигмы образования, которая опирается на фундаментальные идеи гегельянства о поз­на­ющем мышлении и в ко­то­рой рассудочности противопоставлена разумность. В ка­че­стве наиболее адекватного инструмента реализации образования такого типа предлагаются технологии игрового моделирования, совмещающие достоинства развития философского, научного и ме­то­до­ло­ги­чес­ко­го мышления.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова цивилизационная парадигма образования, рассудочность, разумность, прагматическая ориентация в об­ра­зо­ва­нии, игромоделирование.
Список цитируемой литературы

1. Ани­си­мов О. С. Ме­то­до­ло­ги­чес­кая культура педагогической деятельности и мыш­ле­ния. Москва, 1991.

2. Ани­си­мов О. С. Ис­сле­до­ва­ния по творчеству и куль­ту­ре рефлексивной самоорганизации преподавателя (акмелогические аспекты) // Педагогическая концепция последипломного образования. Москва, 1994. Вып. 14.

3. Ани­си­мов О. С. Ге­гель: мышление и раз­ви­тие. Москва, 2000.

4. Ани­си­мов О. С. Куль­ту­ра принятия решений: диалоговые модели. Москва, 2002. Т. 1–2.

5. Ани­си­мов О. С. Пе­да­го­ги­чес­кая акмеология: общая и уп­рав­лен­чес­кая. Минск, 2002.

6. Ани­си­мов О. С. Ме­то­до­ло­ги­чес­кая культура и при­ня­тие решений. Москва, 2003.

7. Ани­си­мов О. С. При­ня­тие решений в уп­рав­лен­чес­ких иерархиях. Москва, 2004.

8. Ани­си­мов О. С. Выс­шие формы профессионализма государственного мышления. Москва, 2006.

9. Ани­си­мов О. С. Ме­то­до­ло­ги­чес­кая парадигма (опыт ММПК). Москва, 2007.

10. Ани­си­мов О. С. Пе­да­го­ги­чес­кая деятельность: игротехническая парадигма. Москва, 2009. Т. 1–2.

11. Ани­си­мов О. С. Мыш­ле­ние стратега: модельные сюжеты. Москва, 2009–2012. Вып. 1–20.

12. Ани­си­мов О. С. Иг­ро­мо­де­ли­ро­ва­ние, игротехника, развитие. Москва, 2009.

13. Ани­си­мов О. С. Фи­ло­со­фия: познание, бытие и ме­тод (на пути к выс­шей онтологии и выс­ше­му «методу»). Москва, 2011.

14. Ани­си­мов О. С. Струк­ту­ра. Система. Метасистема. Москва, 2011.

15. Ани­си­мов О. С. Проб­ле­мы педагогики и пси­хо­ло­гии высшей школы (Прелюдия игротехнической парадигмы). Москва, 2012.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.