Название статьи | Культура – креативная основа образования[1] | ||||
Авторы | С. З. Гончаров | ||||
В рубрике | Дискуссии | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №3 | Страницы | 123 |
Тип статьи | Индекс УДК | Индекс ББК | |||
Аннотация | В статье говорится об острой потребности в прорывных человекоцентричных проектах обновления образования. Развивается тема, поднятая в работе Ю. В. Ларина «Образование в поисках принципа сообразности»[2], где в качестве ведущего принципа педагогики постнеклассического этапа выдвигается культуросообразность. Автор, в целом соглашаясь с Лариным, что именно культура есть креативная основа подготовки юного поколения к жизни, подробно анализирует смысловое наполнение этого ключевого понятия. Показано, что культура не может иметь ценностно-нейтральных, тем более деструктивных коннотаций, иначе она превращается в паракультуру. Подробно раскрывается ценностная природа культуры, которая представлена как мир эталонов-образцов человеческой субъективности и главным критерием в которой выступает совершенство. Транслируя эталоны-образцы культурного наследия, педагог развивает у своих воспитанников всеобщие по значению общекультурные способности, которые организуют все особенные (индивидуальные) проявления человека как личности, специалиста и гражданина. Обосновывается, что решение социально-экономических и политических проблем, обновление общественных институтов и сферы производства невозможно без культивирования и развития универсальности человека, целостности его продуктивно-творческих сил. Автор убежден: как невозможно разграничивать воспитание и обучение, так нельзя разъединять в образовательном процессе формирование общекультурных и профессиональных способностей; в противном случае первые делаются пустыми, а вторые – ценностно слепыми и безвдохновенными. В заключение статьи приводится критика заимствований отечественным образованием по преимуществу худших зарубежных образцов и стандартов, описываются негативные последствия реализации Болонского процесса. | ||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | образование, культура, совершенство, целостность продуктивно-творческих сил человека, универсальность человека. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Бородай Ю. М. Эротика. Смерть. Табу: трагедия человеческого сознания. Москва: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996. 2. Губман Б. Л. Западная философия культуры XX века. Тверь, 1997. 3. Денисевич М. Н. Наука и образование: стратегический ресурс национального развития: монография. Екатеринбург: Уральский гуманитарный институт; Институт социально-экономического развития, 2010. 4. Ильенков Э. В. Об идолах и идеалах. Москва; Киев: Час-Крок, 2006. 5. Ильенков Э. В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. Москва: Политиздат, 1984. 6. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта: в 2 т. Москва: Русская книга, 1993. Т. 1. 7. Ильин И. А. Основы христианской культуры // И. А. Ильин. Собр. соч.: в 10 т. Т. 1. Москва: Русская книга, 1993. 8. Ильин И. А. О воспитании в грядущей России // И. А. Ильин. Собр. соч.: в 10 т. Т. 2. Кн. 2. Москва: Русская книга, 1993. 9. Ильин И. А. Стань цельным // И. А. Ильин. Собр. соч.: в 10 т. Москва: Русская книга, 1998. Т. 8. 10. Ларин Ю. В. Образование в поисках принципа сообразности // Образование и наука. 2014. № 1 (110). С. 3–28. 11. Лойфман И. Я. Мировоззренческие штудии: избранные работы. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002. 12. Офицерова Т. Блеф нон-стоп // Правда. 2010. № 106 (29593). 28–29 сен. 13. Пивоваров Д. В. Философия религии: учебное пособие. Москва; Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2006. 14. Плотников В. И. Ценностный мир человека и его судьба // Двадцать лекций по философии: учебное пособие. 2‑е изд. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002. 15. Русская доктрина / под ред. А. Б. Кобякова и В. В. Аверьянова. Москва, 2005. |