Название статьи | Сопротивление инновациям: сущность, способы профилактики и преодоления | ||||
Авторы | В. И. Загвязинский, Т. А. Строкова | ||||
В рубрике | Общие вопросы образования | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №3 | Страницы | 3 |
Тип статьи | Индекс УДК | 37.013 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
В статье поднимается одна из наиболее актуальных проблем современного образования – неприятие школьными учителями новаций, число которых в последнее время в связи с активизацией процессов модернизации, обновления содержания, методов и форм обучения заметно увеличилось. Инновационное сопротивление рассматривается авторами как психологическое и педагогическое явление. Вскрываются истоки и причины отторжения нового в образовании, среди которых на первом месте обилие малоэффективных, плохо подготовленных, непродуманных, а нередко просто вредных, ложных новаций, объясняющихся не заботой о качестве образования, а экономическими соображениями или карьерной активностью некоторых чиновников. Прогнозируются возможные негативные последствия реализации некоторых новшеств, уже внедренных в практику или недавно обнародованных Министерством образования и науки РФ. Описываются различные виды инновационных барьеров, обусловленные ими формы внутреннего переживания и внешних протестов учителей. Несмотря на частично оправданный скепсис педагогов, утверждается, что стойкое игнорирование любых изменений, в том числе позитивных, отрицательно сказывается на качестве обучения, на личности и уровне профессионализма самих учителей. Предлагаются меры профилактики сопротивления прогрессивным нововведениям в образовательную практику. Излагается опыт преодоления недоверия учителей к новациям в одной из сельских школ, где удалось добиться прекрасных результатов во многом благодаря использованию психологического механизма интериоризации продуктивных новаций. Показана роль директора школы в формировании у членов педагогического коллектива инновационной мотивации и организации инновационного процесса. В заключение статьи перечисляются необходимые действия, которые обеспечат успешное продвижение инноваций в образовательную практику. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | истинные и ложные нововведения, сопротивление инновациям, его причины и преодоление, механизм интериоризации. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Айзерман Л. Время новелл // Учительская газета. 2014. 18 февр. 2. Подымов Н. А., Подымова Л. С. Барьеры на пути к инновациям (Методологические основы исследования отношений в процессе инновационной деятельности) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.jeducation.ru/4_2002/podymows.htm. 3. Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). Москва, 1989. 4. Рыбина Л. На проверку знаний стройся // Новая газета. 2014. 26 февр. 5. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. Москва: Магистр, 1997. 6. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Москва: УНЦ ДО, 2005. 7. Шакуров Р. Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. 2001. № 1. |