В. И. Загвязинский, Т. А. Строкова

Название статьи Сопротивление инновациям: сущность, способы профилактики и преодоления
Авторы В. И. Загвязинский, Т. А. Строкова
В рубрике Общие вопросы образования
Год 2014 Номер журнала №3 Страницы 3
Тип статьи   Индекс УДК 37.013 Индекс ББК  
Аннотация

В статье поднимается одна из наиболее актуальных проблем современного образования – неприятие школьными учителями новаций, число которых в пос­лед­нее время в свя­зи с ак­ти­ви­за­цией процессов модернизации, обновления содержания, методов и форм обучения заметно увеличилось. Инновационное сопротивление рассматривается авторами как психологическое и пе­да­го­ги­чес­кое явление. Вскрываются истоки и при­чи­ны отторжения нового в об­ра­зо­ва­нии, среди которых на первом месте обилие малоэффективных, плохо подготовленных, непродуманных, а не­ред­ко просто вредных, ложных новаций, объясняющихся не заботой о ка­че­стве образования, а эко­но­ми­чес­ки­ми соображениями или карьерной активностью некоторых чиновников. Прогнозируются возможные негативные последствия реализации некоторых новшеств, уже внедренных в прак­ти­ку или недавно обнародованных Министерством образования и на­уки РФ.

Описываются различные виды инновационных барьеров, обусловленные ими формы внутреннего переживания и внеш­них протестов учителей. Несмотря на частично оправданный скепсис педагогов, утверждается, что стойкое игнорирование любых изменений, в том числе позитивных, отрицательно сказывается на качестве обучения, на личности и уров­не профессионализма самих учителей. Предлагаются меры профилактики сопротивления прогрессивным нововведениям в об­ра­зо­ва­тель­ную практику. Излагается опыт преодоления недоверия учителей к но­ва­ци­ям в од­ной из сельских школ, где удалось добиться прекрасных результатов во многом благодаря использованию психологического механизма интериоризации продуктивных новаций. Показана роль директора школы в фор­ми­ро­ва­нии у чле­нов педагогического коллектива инновационной мотивации и ор­га­ни­за­ции инновационного процесса.

В зак­лю­че­ние статьи перечисляются необходимые действия, которые обеспечат успешное продвижение инноваций в об­ра­зо­ва­тель­ную практику.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова истинные и лож­ные нововведения, сопротивление инновациям, его причины и пре­одо­ле­ние, механизм интериоризации.
Список цитируемой литературы

1. Айзерман Л. Время новелл // Учительская газета. 2014. 18 февр.

2. По­ды­мов Н. А., Подымова Л. С. Барь­еры на пути к ин­но­ва­ци­ям (Методологические основы исследования отношений в про­цес­се инновационной деятельности) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.jeducation.ru/4_2002/podymows.htm.

3. При­го­жин А. И. Но­вов­ве­де­ния: стимулы и пре­пят­ствия (социальные проблемы инноватики). Москва, 1989.

4. Рыбина Л. На проверку знаний стройся // Новая газета. 2014. 26 февр.

5. Слас­те­нин В. А., Подымова Л. С. Пе­да­го­ги­ка: инновационная деятельность. Москва: Магистр, 1997.

6. Ху­тор­ской А. В. Пе­да­го­ги­чес­кая инноватика: методология, теория, практика. Москва: УНЦ ДО, 2005.

7. Ша­ку­ров Р. Х. Барь­ер как категория и его роль в де­ятель­нос­ти // Вопросы психологии. 2001. № 1.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.