Название статьи | Формирование методического мышления будущих учителей русского языка | ||||
Авторы | Т. С. Табаченко | ||||
В рубрике | Консультации | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №3 | Страницы | 138 |
Тип статьи | Индекс УДК | 378.025.7:811.161.1–051 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
В статье излагается система работы по формированию методического мышления студентов-филологов. Методологической базой этой системы является процессуально-когнитивный подход, а стратегическим направлением – управление познавательным процессом на всех этапах обучения. Дана характеристика методического мышления, показаны содержание и структура, представленная набором когнитивных компонентов. Утверждается, что, обладая таким мышлением, специалист-профессионал способен продуктивно работать с лингвистической и методической информацией (анализировать ее, преобразовывать и оптимально адаптировать в учебных целях); свободно формулировать правила использования языковых и речевых средств; осуществлять научно-методические обобщения; оперировать оценочно-диагностическими и оценочно-исследовательскими средствами на основе приобретенных исследовательско-проектировочных умений. Процесс развития методического мышления у будущих учителей русского языка описывается на примере цикла семинарских занятий, для которых предлагается специальный комплекс методических задач по отработке когнитивных операций и исследовательских действий. Приводятся типы и алгоритмы составления учебных методических задач. Все эти качества, столь необходимые современному педагогу, возможно выработать на основе использования учебных методических задач, развивающих когнитивные компоненты мышления. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | процессуально-когнитивный подход, управление познавательным процессом, когнитивные компоненты профессионального мышления, познание, методическое мышление, комплекс методических задач, исследовательские действия. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Гальперин П. Я. Введение в психологию. Москва, 1999. 322 с. 2. Пидкасистый П. И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. Москва, 1999. 354 с. 3. Подгорецкая Н. А. Изучение приемов логического мышления у взрослых. Москва, 1980. 149 с. 4. Солсо Р. Л. Когнитивная психология. Москва: Тривола, 1996. 600 с. 5. Табаченко Т. С. Методологические основы оптимизации профессиональной подготовки студентов-филологов на основе процессуально-когнитивного подхода: монография / науч. ред. Л. А. Тростенцова. Москва: Прометей, 2007. 148 с. 6. Табаченко Т. С. Реализация процессуально-когнитивного подхода в профессиональном образовании студентов-филологов // Русский язык в школе. 2007. № 4. С. 99–103. 7. Табаченко Т. С. Процессуально-когнитивный подход в профессиональном образовании студентов-филологов // Преподаватель XXI век. 2007. № 1. С. 32–38. 8. Табаченко Т. С. Проблемы когнитивного обучения в педагогическом образовании // Среднее профессиональное образование. 2007. № 2. С. 2–4. 9. Табаченко Т. С. Профессиональная подготовка студентов-филологов по методике преподавания русского языка на основе процессуально-когнитивного подхода: монография. Ю.‑Сахалинск: Сахалинский государственный университет, 2007. 244 с. |