Т. С. Табаченко

Название статьи Формирование методического мышления будущих учителей русского языка
Авторы Т. С. Табаченко
В рубрике Консультации
Год 2014 Номер журнала №3 Страницы 138
Тип статьи   Индекс УДК 378.025.7:811.161.1–051 Индекс ББК  
Аннотация

В статье излагается система работы по формированию методического мышления студентов-фи­ло­ло­гов. Методологической базой этой системы является процессуально-ког­ни­тив­ный подход, а стра­те­ги­чес­ким направлением – управление познавательным процессом на всех этапах обучения. Дана характеристика методического мышления, показаны содержание и струк­ту­ра, представленная набором когнитивных компонентов. Утверждается, что, обладая таким мышлением, специалист-про­фес­си­онал способен продуктивно работать с лин­гвис­ти­чес­кой и ме­то­ди­чес­кой информацией (анализировать ее, преобразовывать и оп­ти­маль­но адаптировать в учеб­ных целях); свободно формулировать правила использования языковых и ре­че­вых средств; осуществлять научно-ме­то­ди­чес­кие обобщения; оперировать оценочно-ди­аг­нос­ти­чес­ки­ми и оце­ноч­но-ис­сле­до­ва­тельски­ми средствами на основе приобретенных исследовательско-про­ек­ти­ро­воч­ных умений.

Процесс развития методического мышления у бу­ду­щих учителей русского языка описывается на примере цикла семинарских занятий, для которых предлагается специальный комплекс методических задач по отработке когнитивных операций и ис­сле­до­ва­тельских действий. Приводятся типы и ал­го­рит­мы составления учебных методических задач.

Все эти качества, столь необходимые современному педагогу, возможно выработать на основе использования учебных методических задач, развивающих когнитивные компоненты мышления.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова процессуально-ког­ни­тив­ный подход, управление познавательным процессом, когнитивные компоненты профессионального мышления, познание, методическое мышление, комплекс методических задач, исследовательские действия.
Список цитируемой литературы

1. Галь­пе­рин П. Я. Вве­де­ние в пси­хо­ло­гию. Москва, 1999. 322 с.

2. Пид­ка­сис­тый П. И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Пси­хо­ло­го-ди­дак­ти­чес­кий справочник преподавателя высшей школы. Москва, 1999. 354 с.

3. Под­го­рец­кая Н. А. Изу­че­ние приемов логического мышления у взрос­лых. Москва, 1980. 149 с.

4. Сол­со Р. Л. Ког­ни­тив­ная психология. Москва: Тривола, 1996. 600 с.

5. Та­ба­чен­ко Т. С. Ме­то­до­ло­ги­чес­кие основы оптимизации про­фессиональной подготовки студентов-фи­ло­ло­гов на основе процессуально-ког­ни­тив­но­го подхода: монография / науч. ред. Л. А. Трос­тен­цо­ва. Москва: Прометей, 2007. 148 с.

6. Та­ба­чен­ко Т. С. Ре­али­за­ция процессуально-ког­ни­тив­но­го под­хода в про­фес­си­ональ­ном образовании студентов-фи­ло­ло­гов // Русский язык в шко­ле. 2007. № 4. С. 99–103.

7. Та­ба­чен­ко Т. С. Про­цес­су­аль­но-ког­ни­тив­ный подход в про­фес­си­ональ­ном образовании студентов-фи­ло­ло­гов // Преподаватель XXI век. 2007. № 1. С. 32–38.

8. Та­ба­чен­ко Т. С. Проб­ле­мы когнитивного обучения в пе­да­го­ги­чес­ком образовании // Среднее профессиональное образование. 2007. № 2. С. 2–4.

9. Та­ба­чен­ко Т. С. Про­фес­си­ональ­ная подготовка студентов-фи­ло­ло­гов по методике преподавания русского языка на основе процессуально-ког­ни­тив­но­го подхода: монография. Ю.‑Са­ха­линск: Сахалинский государственный университет, 2007. 244 с.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.