Название статьи | Структурно-содержательная модель формирования энергосберегающей компетентности учащихся профессиональной школы[1] | ||||
Авторы | Э. Ф. Зеер, Е. В. Лебедева, С. В. Федорова | ||||
В рубрике | ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №4 | Страницы | 55 |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 377+378 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
В статье рассматривается одна из актуальных проблем современного постиндустриального общества – рациональное использование энергоресурсов. Авторами выделены объективные и субъективные группы факторов, влияющих на энергосбережение; рассмотрены причины равнодушного, психологически нейтрального отношения к энергосбережению. Уточнено понятие энергосбережения как комплекса мер, основной целью которых является снижение бесполезных потерь энергии. Реализация энергосбережения во всех сферах жизнедеятельности требует от человека адекватной компетентности, которую необходимо формировать уже в дошкольном возрасте и продолжать развивать и поддерживать через систему непрерывного образования в течение всей жизни. Решающее значение в обеспечении этого процесса принадлежит педагогам, обладающим соответствующей психолого-педагогической подготовкой. Вводится понятие энергосберегающей компетентности, содержательно анализируются ее компоненты (ценностно-мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный), а также энергоэкологические качества, позволяющие выделить основные критерии готовности к рациональному и разумному использованию энергоресурсов. Итогом работы является структурно-содержательная модель формирования энергосберегающей компетентности в системе непрерывного образования, включающая четыре взаимосвязанных блока – целевой, операциональный, организационно-деятельностный, рефлексивный. Определен примерный перечень общекультурных и общепрофессиональных компетенций, развитие которых целесообразно осуществлять в профессиональной школе. Обозначены возможные пути приобретения этих компетенций учащимися и педагогами профессионального обучения. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | энергосбережение, энергосберегающая компетентность, энергоэкологические качества, повышение энергоэффективности. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / И. Т. Фролов и др. Москва: Республика, 2003. 476 с. 2. Гагарин А. В. Экологическая компетентность личности: психолого-акмеологическое исследование. Москва: РУДН, 2011. 160 с. 3. Гущина Е. Г., Бадрак Н. Ю. Мотивация энергосбережения: проблемы формирования и опыт внедрения через образование // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ (дата обращения: 23.08.2013). 4. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Компетентностный подход как фактор инновационного образования // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2011. № 8 (87). С. 68–76. 5. Наливайко Т. Е., Шинкорук М. В. Теоретическое обоснование системы критериев и показателей сформированности компетентностей обучающихся // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. № 1–2. 2013. С. 23–31. 6. Новиков А. М. Методология учебной деятельности. Москва: Эгвес, 2005. 176 с. 7. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Закон РФ № 261‑ФЗ от 23.11.2009. 8. Ракутько С. А. Обучение энергосбережению: компетентностный подход. Благовещенск: ДальГАУ, 2010. 209 с. 9. Федорова С. В. Разработка и внедрение модели «пошагового развития» специалиста электротехнической отрасли в системе «школа – колледж – вуз» // Наука и образование: поддержка инновационных процессов и профессионального партнерства: материалы региональной науч.-практ. конф. Екатеринбург, декабрь, 2010. Т. 1. С. 126–131.
[1] Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 13–06–00490 «Формирование энергосберегающей компетентности в системе непрерывного образования». |