Э. Ф. Зеер, Е. В. Лебедева, С. В. Федорова

Название статьи Структурно-содержательная модель формирования энергосберегающей компетентности учащихся профессиональной школы[1]
Авторы Э. Ф. Зеер, Е. В. Лебедева, С. В. Федорова
В рубрике ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Год 2014 Номер журнала №4 Страницы 55
Тип статьи   Индекс УДК УДК 377+378 Индекс ББК  
Аннотация

В статье рассматривается одна из актуальных проблем современного постиндустриального общества – рациональное использование энергоресурсов. Авторами выделены объективные и субъ­ек­тив­ные группы факторов, влияющих на энергосбережение; рассмотрены причины равнодушного, психологически нейтрального отношения к энер­гос­бе­ре­же­нию. Уточнено понятие энергосбережения как комплекса мер, основной целью которых является снижение бесполезных потерь энергии.

Реализация энергосбережения во всех сферах жизнедеятельности требует от человека адекватной компетентности, которую необходимо формировать уже в дош­коль­ном возрасте и про­дол­жать развивать и под­дер­жи­вать через систему непрерывного образования в те­че­ние всей жизни. Решающее значение в обес­пе­че­нии этого процесса принадлежит педагогам, обладающим соответствующей психолого-пе­да­го­ги­чес­кой подготовкой.

Вводится понятие энергосберегающей компетентности, содержательно анализируются ее компоненты (ценностно-мо­ти­ва­ци­он­ный, когнитивный, деятельностный и реф­лек­сив­ный), а так­же энергоэкологические качества, позволяющие выделить основные критерии готовности к ра­ци­ональ­но­му и ра­зум­но­му использованию энергоресурсов.

Итогом работы является структурно-со­дер­жа­тель­ная модель формирования энергосберегающей компетентности в сис­те­ме непрерывного образования, включающая четыре взаимосвязанных блока – целевой, операциональный, организационно-де­ятель­нос­тный, рефлексивный. Определен примерный перечень общекультурных и об­щеп­ро­фес­си­ональ­ных компетенций, развитие которых целесообразно осуществлять в про­фес­си­о­наль­ной школе. Обозначены возможные пути приобретения этих компетенций учащимися и пе­да­го­га­ми профессионального обучения.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова энергосбережение, энергосберегающая компетентность, энергоэкологические качества, повышение энергоэффективности.
Список цитируемой литературы

1. Вве­де­ние в фи­ло­со­фию: учебное пособие для вузов / И. Т. Фро­лов и др. Москва: Республика, 2003. 476 с.

2. Га­га­рин А. В. Эко­ло­ги­чес­кая компетентность личности: психолого-ак­ме­оло­ги­чес­кое исследование. Москва: РУДН, 2011. 160 с.

3. Гу­щи­на Е. Г., Бадрак Н. Ю. Мо­ти­ва­ция энергосбережения: проблемы формирования и опыт внедрения через образование // Современные проблемы науки и об­ра­зо­ва­ния. 2012. № 5 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ (дата обращения: 23.08.2013).

4. Зе­ер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Ком­пе­тен­тнос­тный подход как фактор инновационного образования // Образование и на­ука. Изв. УрО РАО. 2011. № 8 (87). С. 68–76.

5. На­ли­вайко Т. Е., Шинкорук М. В. Те­оре­ти­чес­кое обоснование системы критериев и по­ка­за­те­лей сформированности компетентностей обучающихся // Ученые записки Комсомольского-на-Аму­ре государственного технического университета. № 1–2. 2013. С. 23–31.

6. Но­ви­ков А. М. Ме­то­до­ло­гия учебной деятельности. Москва: Эгвес, 2005. 176 с.

7. Об энергосбережении и о по­вы­ше­нии энергетической эффективности и о вне­се­нии изменений в от­дель­ные законодательные акты Российской Федерации: За­кон РФ № 261‑ФЗ от 23.11.2009.

8. Ра­куть­ко С. А. Обу­че­ние энергосбережению: компетентностный подход. Благовещенск: ДальГАУ, 2010. 209 с.

9. Фе­до­ро­ва С. В. Раз­ра­бот­ка и внед­ре­ние модели «пошагового развития» специалиста электротехнической отрасли в сис­те­ме «школа – колледж – вуз» // Наука и об­ра­зо­ва­ние: поддержка инновационных процессов и про­фес­си­ональ­но­го партнерства: материалы региональной науч.-практ. конф. Екатеринбург, декабрь, 2010. Т. 1. С. 126–131.

 



[1] Ра­бо­та вы­пол­не­на при под­дер­жке гран­та РГНФ № 13–06–00490 «Фор­ми­ро­ва­ние энер­гос­бе­ре­га­ющей ком­пе­тен­тнос­ти в сис­те­ме неп­ре­рыв­но­го об­ра­зо­ва­ния».

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.