В. Э. Штейнберг, Л. В. Вахидова, О. Б. Давлетов

Название статьи Дидактическое моделирование: дидактическая многомерная технология и персонифицированная информационно-образовательная среда
Авторы В. Э. Штейнберг, Л. В. Вахидова, О. Б. Давлетов
В рубрике ВОПРОСЫ ДИДАКТИКИ
Год 2014 Номер журнала №4 Страницы 69
Тип статьи   Индекс УДК УДК 3.37.377 Индекс ББК  
Аннотация

В статье излагаются итоги и пер­спек­ти­вы исследовательской разработки концепции дидактической многомерной технологии, необходимость применения которой обусловлена многократно усложнившимся содержанием образования и воз­рос­ши­ми требованиями к ка­че­ству обучения. Очевидно, что дальнейшее совершенствование организации процесса познания связано с ос­во­ени­ем современных технологий оперирования информацией – использованием ментальных карт, инфографики, графов, фреймов, различных структурных схем и дру­гих средств визуализации. Однако, как показала практика, формальный перенос данных средств из других отраслей знания в сфе­ру образования не дает желаемых результатов. Для того чтобы выяснить и ус­тра­нить причины препятствий дальнейшей технологизации учебного процесса и ог­ра­ни­че­ний применения в нем логико-смыс­ло­во­го моделирования, и бы­ло предпринято специальное исследование.

В хо­де поиска эффективных инструментов дидактического моделирования знаний, представленных на естественном языке (языке обучения) авторам удалось на основе интеграции орудийно-де­ятель­нос­тно­го, многомерно-де­ятель­нос­тно­го и сис­тем­но-де­ятель­нос­тно­го подходов сформулировать концепцию персонифицированной информационно-об­ра­зо­ва­тель­ной системы, а так­же создать компьютерную обучающую программу «DMT_DESIGN (SA).1». Базовыми в ре­али­за­ции программы, краткое описание которой приводится в статье, стали субагентный подход и тех­но­ло­гия макро- и мик­ро­на­ви­га­ции в струк­ту­ре деятельности и со­дер­жа­нии учебного материала. В зак­лю­че­ние публикации обозначены направления предстоящей опытно-эк­спе­ри­мен­таль­ной работы по выявлению исчерпывающих возможностей приложения дидактических многомерных инструментов в сов­ре­мен­ном образовательном процессе.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова инструментальная дидактика, дидактическая многомерная технология, логико-смыс­ло­вое моделирование, орудийно-де­ятель­нос­тный подход, многомерный подход.
Список цитируемой литературы

1. Бьюзен Т. Су­пер­мыш­ле­ние / пер. с англ. Е. А. Сам­со­нов. Минск: Попурри, 2003. 304 с.

2. Ва­хи­до­ва Л. В. По­вы­ше­ние качества профессиональной подготовки студентов в ву­зе средствами современных информационных технологий // Перспективные инновации в на­уке, образовании, производстве и тран­спор­те: материалы Международной научно-прак­ти­чес­кой конференции SWorld, Одесса, 2012 г.: сборник научных трудов: в 50 т. 2012. Т. 13. № 2. С. 32–35.

3. Дав­ле­тов О. Б. Ин­тег­ра­ция дидактической многомерной технологии и аген­тно­го подхода в компь­ютер­ной обучающей программе нового поколения // Материалы Всероссийской научно-прак­ти­чес­кой конференции «Прикладная информатика и компь­ютер­ное моделирование». Уфа, 25–28 мая 2012 г. Уфа: БГПУ им. М. Ак­мул­лы, 2012. Т. 6. С. 28–33.

4. Пос­пе­лов Д. А. Ло­ги­ко-лин­гвис­ти­чес­кие модели в сис­те­мах управления. Москва: Энергоиздат, 1981.

5. Смир­нов А. В. Ло­ги­ко-смыс­ло­вые основания арабо-му­суль­ман­ской культуры. Семиотика и изоб­ра­зи­тель­ное искусство. Москва: ОЗОН, 2005. 256 с.

6. Со­ко­лов С. В. Со­ци­аль­ная философия: учеб. пособие для вузов. Москва: ЮНИТИ-ДА­НА, 2003. 440 с.

7. Суб­бо­тин М. М. О ло­ги­ко-смыс­ло­вом моделировании содержания управленческих решений // Научное управление обществом. 1980. Вып. 13.

8. Суб­бо­тин М. М. О сущ­нос­ти метода логико-смыс­ло­во­го моделирования // Реферативный сборник ЦИНИС. 1978. № 11.

9. Штейнберг В. Э. Ди­дак­ти­чес­кие многомерные инструменты: теория, методика, практика: монография. Москва: Народное образование, 2002. 304 с.

10. Штейнберг В. Э. Ди­дак­ти­чес­кий дизайн: методология, технология, перспективы // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: сборник научных трудов / под науч. ред. Г. Д. Бу­ха­ро­вой, О. Н. Арефь­ева. Екатеринбург, 2011. Вып. 6. С. 254–267.

11. Штейнберг В. Э. Конструк­тор­ско-тех­но­ло­ги­чес­кая деятельность преподавателя в сов­ре­мен­ных условиях: автореф. дис. … канд. пед. наук. Уфа, 1998. 30 с.

12. Штейнберг В. Э. Те­оре­ти­ко-ме­то­до­ло­ги­чес­кие основы дидактических многомерных инструментов для технологий обучения: автореф. дис. … д‑ра пед. наук. Екатеринбург, 2000. 24 с.

13. Штейнберг В. Э., Вахидова Л. В., Давлетов О. Б. Кон­цеп­ту­аль­но-де­тер­ми­ни­ро­ван­ные информационно-об­ра­зо­ва­тель­ные среды и их реализационная основа // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: сборник научных трудов / под науч. ред. Г. Д. Бу­ха­ро­вой, О. Н. Арефь­евой и Г. Н. Жу­ко­ва. Екатеринбург: УИПЦ, 2013. Вып. 7. С. 271–278.

14. Штейнберг В. Э., Семенов С. Н. Тех­но­ло­гия логико-эв­рис­ти­чес­ко­го проектирования профессионального образования на функционально-мо­дуль­ной основе // Содержание формы и ме­то­ды обучения в выс­шей школе / под ред. В. С. Ка­гер­мань­яна. Вып. № 3. Москва: НИИВО, 1993. 39 с.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.