Е. В. Москвина

Название статьи Модель социальной реабилитации подростков с девиантным поведением в учреждении закрытого типа
Авторы Е. В. Москвина
В рубрике СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Год 2014 Номер журнала №4 Страницы 132
Тип статьи   Индекс УДК УДК 37.01 Индекс ББК  
Аннотация

Статья посвящена проблемам образовательно-вос­пи­та­тель­ной деятельности в спе­ци­аль­ных учреждениях закрытого типа, где содержатся дети, имеющие отклонения в пра­во­вом поведении, интеллектуальном, психоэмоциональном развитии и нуж­да­ющи­еся в осо­бом педагогическом сопровождении. Описана модель организации процесса социальной реабилитации девиантных подростков. Основой модели стала разработанная А. В. Пет­ров­ским концепция о трех фазах развития личности в под­рос­тко­вом возрасте – этапах адаптации, индивидуализации и ин­тег­ра­ции. Выдвинуто предположение, что отклонение от нормы в по­ве­де­нии несовершеннолетних нарастает по мере закрепления ими негативного опыта при последовательном прохождении данных фаз в асо­ци­аль­ной среде. Задача сотрудников школы закрытого типа – изменить девиантную траекторию развития личности каждого воспитанника на соответствующую норме и спо­соб­ству­ющую успешной социализации. Для этого нужен положительный опыт прохождения все тех же этапов, но в со­ци­аль­но иной общности, с одоб­ря­емы­ми обществом формами поведения. Профилактическая работа подобного рода предполагает изменение приоритетов подростка: возобладание будущего над прошлым, самодетерминацию (пересмотр целей, смыслов, отношения к сво­бо­де выбора), позитивную переориентацию с «не хочу, не могу, не должен» на «должен, могу и хо­чу». Описаны методы, способы и сред­ства педагогического воздействия в раз­ных фазах учебно-вос­пи­та­тель­но­го процесса, конечное звено которого – переключение социального поведения школьника с по­зи­тив­но­го смыслового самоопределения на осмысленную положительную самореализацию. Представлена методика регулярного мониторинга изменений, происходящих с вос­пи­тан­ни­ка­ми школы закрытого типа. Показаны ключевые позиции и на­пол­не­ние шкал оценивания, на основе которых фиксируются трансформации личности подростка и его достижения.

Статья предназначена специалистам, занимающимся профилактикой девиантного поведения несовершеннолетних.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова социальная реабилитация, девиантный подросток, приоритеты развития личности, учреждение закрытого типа.
Список цитируемой литературы

1. Бес­паль­ко В. П. Сла­га­емые педагогической технологии. Москва: Педагогика, 1989.

2. Герт В. А. Субъ­ек­тность индивидуального бытия человека. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2012.

3. Пет­ров­ский А. В. Проб­ле­ма развития личности с по­зи­ций социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 21–34.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.