Название статьи | Модель социальной реабилитации подростков с девиантным поведением в учреждении закрытого типа | ||||
Авторы | Е. В. Москвина | ||||
В рубрике | СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №4 | Страницы | 132 |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 37.01 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Статья посвящена проблемам образовательно-воспитательной деятельности в специальных учреждениях закрытого типа, где содержатся дети, имеющие отклонения в правовом поведении, интеллектуальном, психоэмоциональном развитии и нуждающиеся в особом педагогическом сопровождении. Описана модель организации процесса социальной реабилитации девиантных подростков. Основой модели стала разработанная А. В. Петровским концепция о трех фазах развития личности в подростковом возрасте – этапах адаптации, индивидуализации и интеграции. Выдвинуто предположение, что отклонение от нормы в поведении несовершеннолетних нарастает по мере закрепления ими негативного опыта при последовательном прохождении данных фаз в асоциальной среде. Задача сотрудников школы закрытого типа – изменить девиантную траекторию развития личности каждого воспитанника на соответствующую норме и способствующую успешной социализации. Для этого нужен положительный опыт прохождения все тех же этапов, но в социально иной общности, с одобряемыми обществом формами поведения. Профилактическая работа подобного рода предполагает изменение приоритетов подростка: возобладание будущего над прошлым, самодетерминацию (пересмотр целей, смыслов, отношения к свободе выбора), позитивную переориентацию с «не хочу, не могу, не должен» на «должен, могу и хочу». Описаны методы, способы и средства педагогического воздействия в разных фазах учебно-воспитательного процесса, конечное звено которого – переключение социального поведения школьника с позитивного смыслового самоопределения на осмысленную положительную самореализацию. Представлена методика регулярного мониторинга изменений, происходящих с воспитанниками школы закрытого типа. Показаны ключевые позиции и наполнение шкал оценивания, на основе которых фиксируются трансформации личности подростка и его достижения. Статья предназначена специалистам, занимающимся профилактикой девиантного поведения несовершеннолетних. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | социальная реабилитация, девиантный подросток, приоритеты развития личности, учреждение закрытого типа. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. Москва: Педагогика, 1989. 2. Герт В. А. Субъектность индивидуального бытия человека. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2012. 3. Петровский А. В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 21–34. |