Лобанов В.В.

Название статьи

Образовательное событие как педагогическая категория[1]

Авторы Лобанов Виктор Викторович
В рубрике ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Год 2015 Номер журнала №1 Страницы 33
Тип статьи   Индекс УДК

УДК 371

Индекс ББК  
Аннотация

Цель статьи – выявление сущности образовательного события как педагогической категории. Необходимость описанного в пуб­ли­ка­ции исследования обусловлена методологической «туманностью» данного термина, который вошел в ши­ро­кий педагогический обиход, но не получил достаточно четкого смыслового наполнения.

Методы. В ра­бо­те использовались теоретический анализ философской и пе­да­го­ги­чес­кой литературы, категориальный анализ, опросы студентов и учи­те­лей.

Результаты. Сопоставлено содержание понятия «событие» в ис­то­ри­чес­кой науке и пе­да­го­ги­ке; «образовательное событие» рассмотрено в един­стве с «образовательной ситуацией» и «образовательным процессом». При помощи опросов выяснено отношение студентов и ра­бо­та­ющих учителей к об­ра­зо­ва­тель­ным событиям, дифференцированы эмоциональные и ра­ци­ональ­ные реакции опрошенных, сгруппированы характеристики события в сис­те­ме образования. Осуществлено разграничение целей педагогов и обу­ча­ющих­ся как субъектов образовательных событий.

Научная новизна. Предложена авторская дефиниция образовательного события как специально организованного и уни­каль­но­го педагогического факта, ограниченного образовательной ситуацией, но жестко не детерминированного ею и ме­ня­юще­го образовательный процесс выходом за границы его обыденности. Приведенная формулировка – итог анализа взаимосвязи понятий «событие», «ситуация» и «процесс» в пе­да­го­ги­чес­ком дискурсе.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть востребованы при создании образовательных программ и про­ек­тов, а так­же при разработке вузовских курсов инновационной педагогики.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова методология педагогики, образовательное событие, образовательная ситуация, образовательный процесс
Список цитируемой литературы

1. Бел­кин А. С. Си­ту­ация успеха. Как ее создать: книга для учителя. Москва: Просвещение, 1991. 176 с.

2. Вол­ко­ва Н. В. Об­ра­зо­ва­тель­ная событийность: признаки и ха­рак­те­рис­ти­ки // Вестник Северо-Вос­точ­но­го федерального университета им. М. К. Ам­мо­со­ва. 2010. Т. 7, № 1. С. 78–82.

3. Ге­вор­кян А. А., Ревякина В. И. Раз­ви­тие детских и мо­ло­деж­ных объединений как института воспитания // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 8 (86). С. 54–58.

4. Заг­вя­зин­ский В. И. О ка­че­стве диссертационных работ по педагогике // Образование и на­ука. 2008. № 2 (50). С. 24–29.

5. Ки­се­ле­ва Н. А. Ис­то­ри­чес­кое событие – факт или феномен? // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Гер­це­на. 2007. № 33. Т. 12. С. 115–118.

6. Ло­ба­нов В. В. Ис­то­ри­ко-пе­да­го­ги­чес­кий анализ новаторских оздоровительно-вос­пи­та­тель­ных практик В. С. Пи­рус­ско­го в Том­ской губернии конца XIX – начала XX ве­ка // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 4 (132). С. 60–65.

7. Ло­ба­нов В. В. Роль труда в опы­тах физического воспитания В. С. Пи­рус­ско­го // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 9 (137). С. 181–187.

8. Лот­ман Ю. М. Струк­ту­ра художественного текста. Москва: Искусство, 1970. 384 с.

9. Ма­ка­рен­ко А. С. За­яв­ле­ние в цен­траль­ный институт организаторов народного просвещения // Сочинения в 7 т. Москва: АПН РСФСР, 1958. Т. 7. С. 399–402.

10. Ме­лик-Гайка­зян И. В. Ин­тел­лек­ту­аль­ный салон, идея процесса и проб­ле­ма измерения // Эпистемология и фи­ло­со­фия науки. 2009. Т. 20, № 2. С. 127–141.

11. Ме­лик-Гайка­зян И. В. «Событие-в-дей­стви­тель­нос­ти» и «событие-в-ре­аль­нос­ти» // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 3 (7). С. 54–76.

12. При­го­жин И., Стенгерс И. Вре­мя, хаос, квант. К ре­ше­нию парадокса времени. Москва: Едиториал УРСС, 2003. 240 с.

13. Про­зу­мен­то­ва Г. Н., Малкова И. Ю. Проб­ле­ма субъекта совместной деятельности в об­ра­зо­ва­тель­ном проектировании // Сибирский психологический журнал. 2007. № 26. С. 170–174.

14. Уайтхед А. Н. Из­бран­ные работы по философии. Москва: Прогресс, 1990. 718 с.

15. Эль­ко­нин Б. Д. Вве­де­ние в пси­хо­ло­гию развития (в тра­ди­ции культурно-ис­то­ри­чес­кой теории Л. С. Вы­гот­ско­го). Москва: Тривола, 1994. 168 с.



[1] Работа ведется в рамках проекта РФФИ 14-06-00440 «Разработка способов применения методов исследования нелинейной динамики для обнаружения аттракторов самоорганизации социальных систем».

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.