Глухова И.В.

Название статьи ПРИЕМЫ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Авторы Глухова Ирина Владимировна
В рубрике ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Год 2015 Номер журнала №1 Страницы 116
Тип статьи   Индекс УДК УДК 37.025.7 Индекс ББК  
Аннотация

Статья посвящена проблеме разработки и внед­ре­ния в об­ра­зо­ва­тель­ный процесс высших учебных заведений инновационной технологии, развивающей навыки критического мышления будущих специалистов.

Цели исследования. Выявление факторов, способствующих формированию критического мышления у сту­ден­тов вузов; поиск стратегий и при­емов, актуализирующих творческие способности учащихся и по­мо­га­ющих становлению активной, самостоятельной личности; аргументированное доказательство того, что для воспитания такой личности, развития умений объективной рефлексии, интерпретации явлений, формулирования адекватных выводов, вынесения обоснованных оценок необходимы прежде всего создание креативной образовательной среды и выс­тра­ива­ние позитивного диалога между преподавателем и обу­ча­емым.

Методики. В ра­бо­те использовались анализ философской, психолого-пе­да­го­ги­чес­кой и ме­то­ди­чес­кой литературы, научной периодики; обобщение отечественного и за­ру­беж­но­го опыта, систематизация изучаемых явлений, наблюдение.

Результаты. Рассмотрены существующие в на­уч­ной литературе подходы к трак­тов­ке критического мышления и проб­ле­ме его формирования; уточнено понятие «креативная образовательная среда»; показаны способы повышения результативности учебного процесса.

Научная новизна. На основе анализа различных источников теоретически обоснован комплекс приемов и ус­ло­вий, способствующих эффективному развитию навыков критического мышления.

Практическая значимость. Материалы представленного исследования технологического обеспечения процесса формирования критического мышления у сту­ден­тов позволят преподавателям высших учебных заведений оптимизировать отбор содержания, форм и ме­то­дов обучения в ус­ло­ви­ях динамично обновляющегося образовательного процесса.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова критическое мышление, навыки критического мышления, креативная образовательная среда, позитивно направленное диалогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса, метод анализа конкретных ситуаций, токсономия вопросов, доводы «за» и «против», дискуссия.
Список цитируемой литературы

1. Amabile T. M. A model of creativity and innovation in organizations. In B. M. Staw & L. L. Cummings (Eds.) Research in Organizational Behaviour. V. 10, 1988. P. 123–167. Greenwich, CT: JAI Press.

2. Astin A. W. What matters in college? Four critical years revisited. San Francisco, CA: Jossey-Bass Publishers, 1993.

3. Bernstein D. A. A Negotiation Model for Teaching Critical Thinking. Teaching of Psychology.1985. № 22. Р. 22–24.

4. Beyer B. K. Critical thinking: What is it? Social Education. 1985. № 49. Р. 270–276.

5. Bloom B. S., Englehart M. D., Furst E. J., Hill W. H., Krathwohl D. R. Taxonomy of Educational Objectives. New York: Longmans, 1956.

6. Bryshinkin V. N., Markin V. I. Kriticheskoe myshlenie, logika i argumentatsiya [Critical thinking, logic and argumentation]. Kaliningrad: KGU Publ., 2003. 175 p. (In Russian)

7. Carter M. Training teachers for creative learning experiences. Exchange (5). 1992. Р. 38–40.

8. Craig J. L. The Questioning Skills of Nursing Instructors. Nurse Education. 1981. № 20. Р. 18–23.

9. Dewey J. How We Think. Boston: Сourier Dover Publications, 1997. 224 p.

10. Flemming J. Black in college. San Francisco, CA: Jossey-Bass. 1985.

11. Hager P. Teaching Critical Thinking in Undergraduate Science Courses. Science & Education. V. 12. Р. 303–313.

12. Halpern D. F. Thought and Knowledge: An Introduction to Critical Thinking. Mahwah, NJ: Erlbaum Associates. 1996.

13. Herreid C. F. Can Case Studies Be Used to Teach Critical Thinking? Journal of College Science Teaching. 2004. V. 33, № 6. Р. 12–14.

14. Hill K. G., & Amiable T. M. A social psychological perspective on creativity: Intrinsic motivation and creativity in the classroom and workplace. In S. G. Isaksen, M. C. Murdock, R. L. Firestien & D. J. Treffinger (Eds.) Understanding and recognizing creativity: The emergence of a discipline. Norwood, NJ: Ablex, 1993. Р. 400–432.

15. Loving G. L. Infusing Critical Thinking into the Nursing Curriculum through Faculty Development. Nurse Education. 2000. № 25. Р. 70–75.

16. Meyers C. Teaching Students to Think Critically. San-Fransisco: Jossey-Bass Publishers. 1986. 131 p.

17. Mills J. Better Teaching Through Provocation. College Teaching. 1995. № 46. Р. 21–25.

18. Mumford M. & Gustafson S. Creativity syndrome: integration, application and motivation. Psychological Bulletin. 1988. № 103. Р. 27–43.

19. Oermann M. H. Evaluating critical thinking in clinical practice. Nurse Education. 1997. № 22. Р. 25–28.

20. Oliver H., Utermohlen R. An Innovative Teaching Strategy: Using Critical Thinking to Give Students a Guide to the Future / H. Oliver, R. Utermohlen. – Eric Document Reproduction Services № 389702.

21. Paul R. W., Heaslip P. Critical thinking and intuitive nursing practice. Advanced Nursing. 1995. № 22. Р. 40–47.

22. Richardson A. G. Classroom learning environment and creative performance: Some differences among Caribbean territories. Educational Research, 30. Р. 224–227.

23. Scott B. Human systems, communication and educational psychology. Educational Psychology in Practice. 1987. V. 3, i 2. Р. 4–15.

24. Shaughnessy M. F. The supportive educational environment for creativity. (ERIC Document Reproduction Service NO.ED 360 080), 1991.

25. Shuman A. N. Sovremennaya logika; teoriya i praktika [Modern logic: theory and practice]. Minsk: Ekonompress, 2004. 416 p. (In Russian)

26. Terenzini P. T. & Pascarella E. T Student/Faculty relationships and freshman year educational outcomes: A further investigation. Journal of College Student. 1980. № 28.

27. Terenzini P. T. & Pascarella E. T. Twenty years of research on college students: Lessons for future research. Research in Higher Education. 1991. Р. 32, 83–90.

28. Torrance E. P. & Myers R. E. Torrance. Creative learning and teaching. New York, NY: Dodd, Mead & Company, 1970.

29. Watson-Glaser Critical Thinking Appraisal User-Guide and Technical Manuel. London: Pearson Education Ltd., 2012. 88 p.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.