Сыманюк Э.Э., Девятовская И.В.

Название статьи Непрерывное образование как ресурс преодоления психологических барьеров в процессе профессионального развития личности
Авторы Сыманюк Эльвира Эвальдовна, Девятовская Ирина Владимировна
В рубрике ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Год 2015 Номер журнала №1 Страницы 82
Тип статьи   Индекс УДК УДК 159.99 Индекс ББК  
Аннотация

Современная экономика характеризуется модернизацией и ус­ко­рен­ным совершенствованием различных сфер деятельности. Интенсивные темпы глобализации, нарастающая конкуренция, обусловленная открытостью рынка труда, требуют от человека способности грамотно планировать свою деятельность, мобильно перестраиваться в ус­ло­ви­ях динамично меняющейся профессиональной ситуации, осваивать инновационные технологии.

Целью статьи является теоретическое обоснование непрерывного образования как способа преодоления психологических препятствий в про­цес­се профессионального становления и раз­ви­тия личности. К этим препятствиям авторы относят объективно возникающую в про­цес­се профессионализации стагнацию карьеры, редукцию профессиональных ожиданий и цен­нос­тей, рассогласование личностных и про­фес­си­ональ­ных характеристик с тре­бо­ва­ни­ями рынка труда.

В ис­сле­до­ва­нии использованы такие теоретические методы, как анализ научной литературы, синтез основных положений по изучаемой проблеме, обобщение отечественных и за­ру­беж­ных теорий возникновения и фор­ми­ро­ва­ния психологических барьеров.

Результаты. Уточнены понятия «психологический барьер» и «пре­одо­ле­ва­ющее поведение». Выделены и клас­си­фи­ци­ро­ва­ны психологические препятствия профессионального развития личности – профессиональные кризисы и дес­трук­ции, ухудшение профессионально-пси­хо­ло­ги­чес­ко­го здоровья личности. Обозначены ресурсы преодоления психологических барьеров, среди которых ключевая роль отводится непрерывному обучению и са­мо­обу­че­нию. И рос­сийский, и меж­ду­на­род­ный опыт показывают, что образование взрослых, обладающее сегодня огромным арсеналом средств и ме­то­дов, превращается в од­ну из ведущих форм социальной активности человека, предоставляет ему возможность для конструктивного проектирования успешной индивидуальной профессиональной траектории.

Практическая значимость. Результаты исследования можно использовать в ка­че­стве учебных и ме­то­ди­чес­ких материалов в сис­те­мах повышения квалификации, переподготовки кадров, профессионального развития персонала в ор­га­ни­за­ции, в прог­рам­мах по обучению планирования карьеры.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова профессиональное развитие личности, психологические барьеры профессионального развития, профессиональные кризисы, профессиональные деструкции, ухудшение профессионально-пси­хо­ло­ги­чес­ко­го здоровья, непрерывное образование, обучение взрослых
Список цитируемой литературы

1. Ва­силь­ко­ва Т. А. Ос­но­вы андрагогики: учебное пособие. Москва: КНОРУС, 2013. 252 с.

2. Вер­шлов­ский С. Г. Сис­те­ма образования взрослых как объект прогнозирования // Человек и об­ра­зо­ва­ние. 2010. № 1 (22). С. 16–21.

3. Зе­ер Э. Ф. Пси­хо­ло­гия профессионального развития: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва: Академия, 2006. 240 с.

4. Ле­вин К. Раз­ре­ше­ние социальных конфликтов. С.‑Пе­тер­бург: Речь, 2000. 303 с.

5. Мар­ко­ва А. К. Пси­хо­ло­гия профессионализма. Москва, 1996. 308 с.

6. Ми­ти­на Л. М. Пси­хо­ло­гия профессионального развития учителя. Москва: Флинта; Московский психолого-со­ци­аль­ный институт, 1998. 200 с.

7. Па­ры­гин Б. Д. Пси­хо­ло­ги­чес­кий барьер и его природа // Социальная психология и фи­ло­со­фия. 1975. № 3. С. 3–13.

8. Пе­чер­ки­на А. А. Про­фес­си­ональ­ное здоровье учителя: проблемы и пер­спек­ти­вы // Актуальные вопросы современной психологии: материалы Международной научной конференции. Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 82–84.

9. По­ды­мов Н. А. Пси­хо­ло­ги­чес­кие барьеры в про­фес­си­ональ­ной деятельности учителя: дис. … д‑ра психол. наук. Москва, 1999. 390 с.

10. Пси­хо­ло­гия здоровья / под ред. Г. С. Ни­ки­фо­ро­ва. С.‑Пе­тер­бург: Питер, 2003. 607 с.

11. Пси­хо­ло­ги­чес­кий лексикон: энциклопедический словарь: в 6 т. / ред.-сост. Л. А. Кар­пен­ко, под общ. ред. А. В. Пет­ров­ско­го. Москва: ПЕР СЭ, 2006. С. 176

12. Све­ниц­кий А. Л. Крат­кий психологический словарь. Москва: Проспект, 2009. С. 42.

13. Фи­лип­пов А. В. Ра­бо­та с кад­ра­ми: психологический аспект. Москва: Экономика, 1990. 168 с.

14. Хьелл Л., Зиглер Д. Те­ории личности. С.‑Пе­тер­бург: Питер, 2009. 607 с.

15. Ша­ку­ров Р. Х. Барь­ер как категория и его роль в де­ятель­нос­ти // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 3–18.

16. Dettmer S., Kaczmarczyk G., Bühren A. Karriereplanung für Ärztinnen. Heidelberg: Springer Verlag. 2006. S. 341.

17. Nolda S. Einführung in die Theorie der Erwachsenenbildung. Darmstadt: WBG, 2008. 152 s.

18. Prange C. Organisationales Lernen und Wissensmanagement. Wiesbaden: Gabler Verlag, 2002.

19. Sieverding M. Psychologische Barrieren in der beruflichen Entwicklung von Frauen: das Beispiel der Medizinerinnen. Stuttgart: Ferdinand Enke Verlag, 1990. 257 s.

20. Siebert H. Lernen und Bildung Erwachsener. Bielefeld: Bertelsmann, 2011. 200 s.

21. Siebert H. Lernmotivation und Bildungsbeteiligung. Bielefeld: Bertelsmann, 2006. 164 s.

22. Tippelt R., Schmidt B. Handbuch Bildungsforschung. Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2009. S. 661–675.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.