Толстогузов С.Н.

Название статьи Опыт профориентационной работы за рубежом
Авторы Толстогузов Сергей Николаевич
В рубрике ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
Год 2015 Номер журнала №1 Страницы 153
Тип статьи   Индекс УДК УДК 658.311.44 Индекс ББК  
Аннотация

Цель настоящей публикации – описание профориентационной деятельности, осуществляемой в сис­те­мах школьного образования разных стран. Подобная работа в Рос­сии, несмотря на огромный опыт ее осуществления в прош­лом, сейчас испытывает серьезные сложности. Поэтому важно учитывать имеющиеся положительные результаты зарубежной практики в этой области, проецируя лучшие ее варианты на отечественную почву.

Методы и ре­зуль­та­ты. На основе сравнительного анализа информации из различных источников показана специфика профориентационной работы со школьниками в США, Канаде, Израиле, Франции, Великобритании, Германии, Дании, Швеции, Японии, Сингапуре, Китае и Ин­дии. Автором предпринята попытка обобщить принципы организации психолого-пе­да­го­ги­чес­кой и ад­ми­нис­тра­тив­ной помощи в про­фес­си­ональ­ном самоопределении старшеклассников.

Научная новизна. Впервые сопоставлены подходы к про­фо­ри­ен­та­ци­он­ной деятельности в стра­нах с раз­лич­ным уровнем экономического развития. Обнаружено несколько закономерностей. Чем выше в го­су­дар­стве уровень дохода на душу населения, тем большее внимания оно уделяет профориентационной работе. В раз­ви­тых странах политика в дан­ной сфере основана, прежде всего, на интересах индивида; знакомство детей с ми­ром профессий начинается уже в млад­шей школе, а мо­мент окончательного самоопределения отложен до завершения старшей ступени обучения, причем предусмотрена возможность смены направления профподготовки в слу­чае обнаружения несоответствия качеств учащегося первоначально избранному профилю. В раз­ви­ва­ющих­ся странах профориентационная деятельность, напротив, жестко увязана с пот­реб­нос­тя­ми экономики и рын­ка труда; здесь отмечается более ранняя фиксация профессиональных предпочтений и ме­нее гибкое отношение к не­удач­но­му выбору специальности молодым человеком. Для всех зарубежных схем профориентационной работы типична организация непрерывного, длящегося на протяжении всего школьного обучения, наблюдения за достижениями, склонностями и ув­ле­че­ни­ями детей, составление их портфолио и учет всех этих сведений при профконсультировании и от­бо­ре абитуриентов для продолжения профессионального обучения в кол­лед­жах или вузах. Общей является потребность экономик в вы­со­кок­лас­сных специалистах на основе отбора учащихся, способных к ос­во­ению сложных наукоемких технологий, имеющих явный потенциал профессионального роста и лич­нос­тно­го развития.

Практическая значимость. Материалы статьи будут полезны отечественным профориентаторам и спе­ци­алис­там, занимающимся управлением образования.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова международный опыт профориентации, профессиональный выбор, проблемы профессионального самоопределения в Рос­сии и за рубежом
Список цитируемой литературы

1. Али­шев Т. Б., Гильмутдинов А. Х. Опыт Сингапура: создание образовательной системы мирового уровня // Вопросы образования. 2010. № 4. С. 227–246.

2. Бейн Дж. Про­фес­си­ональ­ное образование: необходимость для экономики Индии [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.uran.donetsk.ua/masters/2013/iem/boyko_/library/article3.htm.

3. Ву­ори­нен Р., Зелот Х., Лемпинен П. Про­фес­си­ональ­ная ориентация как инструмент взаимосвязи образования и рын­ка труда в Рос­сии // Вестник ТвГУ. 2013. Вып. 3. С. 24–33.

4. Грин­шпун С. С. «Академия Х»: подготовка американских школьников к жиз­ни и тру­ду // Педагогика. 2006. № 4. С. 103–108.

5. Грин­шпун С. С. Опыт создания государственной службы профориентации во Франции // Педагогика. 2004. № 7. С. 85–91.

6. Грин­шпун С. С. Ор­га­ни­за­ция профориентации школьников в Ве­ли­коб­ри­та­нии // Педагогика. 2005. № 7. С. 100–105.

7. Грин­шпун С. С. Под­го­тов­ка учащихся к жиз­ни и тру­ду в шко­лах Швеции // Педагогика. 2007. № 3. С. 71–78.

8. Грин­шпун С. С. Про­фес­си­ональ­ная ориентация школьников в США // Педагогика. 2005. № 9. С. 65–72.

9. Гут­кин М. С. Ис­поль­зо­ва­ние Ф‑тес­та для диагностики развития профессионального самосознания школьников // Психология. 1999. № 3. С. 114–121.

10. Ко­жев­ни­ко­ва М. Н. Пе­да­го­ги­чес­кие условия адаптации учащихся из КНР в про­цес­се довузовской подготовки: дис. … канд. пед. наук. Москва, 2009. 154 с.

11. Про­фес­си­ональ­ная ориентация школьников. Аналитическая записка / под ред. Н. М. Клы­ги­на, Н. А. Ли­фанть­евой. Вологда, 2010. 81 с.

12. Рад­чен­ко Л. Р. По­ли­ти­ка британских колониальных властей в Ин­дии в сфе­ре высшего образования // Известия Самарского научного центра РАН. 2011. Т. 13. № 3. С. 187–189.

13. Фе­до­то­ва Е. Е. Те­ория и прак­ти­ка подготовки к за­ня­тос­ти учащихся общеобразовательных школ и про­фес­си­ональ­но-тех­ни­чес­ких учебных заведений зарубежных стран: дис. … д‑ра пед. наук. Томск, 2003. 373 с.

14. Ха­биб А. Д. Мо­дель межэтнической интеграции учащихся в сис­те­ме образования Израиля: дис. …канд. пед. наук. Москва, 2004. 199 с.

15. Шам­сут­ди­но­ва И. Г., Павлова О. И. Про­фес­си­ональ­ная ориентация учащихся во Франции // Педагогика. 2007. № 4. С. 101–111.

16. Dehaas J. Students like diploma-degree option at Guelph-Humber // The Maclean’s Guide to Universities. August 2014. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.macleans.ca/education/university

17. ELGPN (2012b) Lifelong Guidance Policy Development: A European Resource Kit. ELGPN Tools 1. European Lifelong Guidance Policy Network, ELGPN, 2012.

18. Parsons Frank. Choosing a vocation. Boston and New York: Publishing Houghton Mifflin Company. 1909. 182 p.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.