Жукова Н.М., Кубрушко П.Ф., Шингарева М.В.

Название статьи Механизм проектирования компетентностно-ориентированных задач по учебным дисциплинам и условия его реализации в вузах
Авторы Жукова Наталья Михайловна, Кубрушко Петр Федорович, Шингарева Марина Валентиновна
В рубрике ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Год 2015 Номер журнала №1 Страницы 69
Тип статьи   Индекс УДК УДК 378; 378.02.007.2 Индекс ББК  
Аннотация

Цели исследования – разработать механизм проектирования компетентностно-ори­ен­ти­ро­ван­ных задач по учебным дисциплинам и вы­явить условия его реализации в ву­зах.

Методика и ме­то­ды. Был проведен теоретический анализ философской, психологической и пе­да­го­ги­чес­кой литературы по рассматриваемой проблеме, изучен и обоб­щен отечественный и за­ру­беж­ный педагогический опыт применения учебных задач в про­цес­се обучения; проанализированы учебно-прог­рам­мная документация и учеб­ные материалы (программы, учебники, учебные пособия, сборники задач и за­да­ний и др.), нормативные документы (ГОС, ФГОС, ООП, учебные планы, инструктивные акты и т. п.). Использовались методы эмпирического исследования – наблюдение, тестирование, анкетирование; а так­же моделирование, метод экспертной оценки, педагогический эксперимент и ме­то­ды статистической обработки результатов.

Работа проводилась с 2007 по 2012 г. на инженерно-пе­да­го­ги­чес­ком фа­культете Московского государственного агроинженерного университета (МГАУ). В пе­да­го­ги­чес­ком эксперименте приняли участие 240 сту­ден­тов. Базой экспертной оценки перечня и час­то­ты решения преподавателями средних профессиональных образовательных учреждений профессионально-пе­да­го­ги­чес­ких задач были колледжи Москвы: строительные № 1 и № 12, малого бизнеса № 48, политехнический № 13, полиграфический № 56 и элек­тро­ме­ха­ни­чес­кий № 55.

Результаты исследования. Показана роль компетентностно-ори­ен­ти­ро­ван­ных задач как интегративных дидактических единиц формирования профессиональных компетенций. Представлены их функции, классификация, структурные компоненты. Разработан и ап­ро­би­ро­ван механизм проектирования данных задач, который является инвариантным для профессионально-пе­да­го­ги­чес­ких работников образовательных учреждений любого уровня – как высших, так и сред­них специальных. В нас­то­ящее время механизм используется в ме­то­ди­чес­кой деятельности преподавателей РГАУ-МСХА им. К. А. Ти­ми­ря­зе­ва, а сис­те­ма учебных и кри­те­ри­аль­ных компетентностно-ори­ен­ти­ро­ван­ных задач включена в учеб­но-ме­то­ди­чес­кие комплексы дисциплин вуза.

Научная новизна представленного исследования состоит в сис­те­ма­ти­за­ции и до­пол­не­нии общетеоретических представлений дидактики о не­об­хо­ди­мос­ти использования компетентностно-ори­ен­ти­ро­ван­ных задач в ка­че­стве учебных (как компонентов содержания и тех­но­ло­гии обучения) и кри­те­ри­аль­ных (как метода и средств мониторинга процесса и ре­зуль­та­та формирования у сту­ден­тов профессиональных компетенций при освоении учебных дисциплин). Уточнена структура компетентностно-ори­ен­ти­ро­ван­ных задач (ее элементы – условие, требование, конструкт) и оп­ре­де­ле­ны их функции (гностическая, предметно-де­ятель­нос­тная, воспитательная, аксиологическая, креативная, управляющая, мотивационно-сти­му­ли­ру­ющая, контрольно-оце­ноч­ная). Выделены основания для классификации компетентностно-ори­ен­ти­ро­ван­ных задач: их место в иерар­хии формируемых компетенций; виды профессиональной деятельности, установленные ФГОС; виды формируемых умений; содержание задач; их целевое назначение; характер учебно-поз­на­ва­тель­ной деятельности студентов; формы организации обучения, в рам­ках которых возможно применение задач; число студентов, вовлеченных в про­цесс решения задачи. Выявлены критерии построения системы задач (полнота, надежность и ва­лид­ность) и по­ка­за­те­ли (коэффициент полноты системы, коэффициент дидактического объема, коэффициент перегрузки студентов, коэффициент освоения действий). Разработана модель системы компетентностно-ори­ен­ти­ро­ван­ных задач, включающая нормативный, содержательный, технологический, диагностический, организационно-уп­рав­лен­чес­кий блоки, в це­лос­тнос­ти и един­стве обеспечивающие эффективность профессиональной подготовки. Показан механизм проектирования системы задач по учебной дисциплине, включающий аналитико-конструк­тив­ный, проверочно-ре­али­зу­ющий и кон­троль­но-кор­рек­ти­ру­ющий этапы.

Практическая значимость исследования. Внедрение модели проектирования компетентностно-ори­ен­ти­ро­ван­ных задач в учеб­ный процесс, как показал опыт преподавателей инженерно-пе­да­го­ги­чес­ко­го факультета МГАУ, способствует повышению качества профессиональной подготовки студентов по общей и про­фес­си­ональ­ной педагогике, формированию у них предметных, предметно-цик­ло­вых (по психолого-пе­да­го­ги­чес­ко­му циклу), определенных общекультурных и про­фес­си­ональ­ных компетенций. Описанный механизм проектирования компетентностно-ори­ен­ти­ро­ван­ных задач может служить в ка­че­стве методического инструмента для других учебных дисциплин.

Полученные в хо­де исследования результаты могут быть использованы в сис­те­ме повышения квалификации преподавателей вузов

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова проектирование, компетенции, компетентностно-ори­ен­ти­ро­ван­ная задача, учебные и кри­те­ри­аль­ные компетентностно-ори­ен­ти­ро­ван­ные задачи, механизм проектирования компетентностно-ори­ен­ти­ро­ван­ных задач, этапы проектирования системы компетентностно-ори­ен­ти­ро­ван­ных задач, диагностика уровня сформированности компетенций у вы­пус­кни­ка образовательного учреждения
Список цитируемой литературы

1. Балл Г. А. Те­ория учебных задач. Психолого-пе­да­го­ги­чес­кий аспект. Москва: Педагогика, 1980. 184 с.

2. Бог­да­нов А. А. Все­об­щая организационная наука (тектология). Москва: Книга, 1989. 56 с.

3. Бу­ха­ро­ва Г. Д. Те­оре­ти­ко-ме­то­до­ло­ги­чес­кие основы обучения решению задач студентов вуза: монография. Екатеринбург: Изд‑во Урал. гос. проф.-пед. ун‑та, 1995. 136 с.

4. Бык Ф. Л. По­ня­тийные аспекты новой парадигмы управления // Менеджмент в Рос­сии и за рубежом. 2007. № 5. С. 3–8.

5. Жу­ко­ва Н. М. Пред­мет­ные компетенции: проблемы проектирования // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Теория и ме­то­ди­ка профессионального образования. Вып. 6/1 (31). Москва, 2008. С. 19–23.

6. Жу­ко­ва Н. М., Кубрушко П. Ф. Под­го­тов­ка преподавателей технических вузов к про­ек­ти­ро­ва­нию учебно-прог­рам­мной документации в кон­тек­сте компетентностного подхода // Высшее образование в Рос­сии. 2008. № 9. С. 3–10.

7. Куб­руш­ко П. Ф. Со­дер­жа­ние профессионально-пе­да­го­ги­чес­ко­го образования: монография. 2‑е изд., дораб. Москва: Гардарики, 2006. 207 с.

8. Но­ви­ков А. М. Ме­то­до­ло­гия учебной деятельности. Москва: Эгвес, 2005. 176 с.

9. Оже­гов С. И. Сло­варь русского языка: 70000 слов / под ред. Н. Ю. Шве­до­вой. 3‑е изд., испр. Москва: Русский язык, 1991. 917 с.

10. Уша­ков Д. Н. Тол­ко­вый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Уша­ко­ва. В 3 т. Москва: Вече; Мир книги, 1996. Т. 1. 583 с.

11. Фе­де­раль­ный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 «Профессиональное обучение (по отраслям)». Квалификация (степень) «бакалавр». Москва, 2009.

12. Фрид­ман Л. М. Ос­но­вы проблемологии. 2‑е изд., испр. и доп. Москва: ЛИБРОКОМ, 2009. 224 с.

13. Ху­тор­ской А. В. Клю­че­вые компетенции. Технология конструирования // Народное образование, 2003. № 5. С. 55–61.

14. Шин­га­ре­ва М. В. Про­ек­ти­ро­ва­ние компетентностно-ори­ен­ти­ро­ван­ных задач по учебным дисциплинам вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва: ФБОУ МГАУ, 2012. 22 с.

15. Hunter W. D. Global competencies // Journal of Studies in International Education. 2006. Vol. 10. № 3. Р. 267–285.

16. Hutmacher W. Key competencies for Europe. Report of the Symposium Berne, Switzezland 27–30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC). Secondary Education for Europe Strasburg, 1997.

17. White R. W. Motivation Reconsidered: The Concept of Competence. Psychological Review. 1959. № 66.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.