Котлярова И.О.

Название статьи Готовность преподавателей университета к использованию современных образовательных технологий
Авторы Котлярова Ирина Олеговна
В рубрике ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Год 2015 Номер журнала №1 Страницы 105
Тип статьи   Индекс УДК УДК 378.12+378.147 Индекс ББК  
Аннотация

Цель предлагаемого вниманию исследования – степень готовности преподавателей университета к ис­поль­зо­ва­нию современных образовательных технологий и рас­смот­ре­ние различных аспектов такой готовности.

В хо­де работы применялись следующие методы: 1) те­оре­ти­чес­кие: анализ существующих образовательных технологий; понятия «готовность» и его составляющих, абстрагирование признаков и ви­дов образовательных технологий, содержащихся в на­уч­ной литературе и Фе­де­раль­ных государственных образовательных стандартах; 2) эм­пи­ри­чес­кие: опрос и тес­ти­ро­ва­ние преподавателей университета для выявления уровней их технологических умений и на­вы­ков.

Результаты. Выявлены и обос­но­ва­ны признаки образовательных технологий, которые должны соответствовать современной методологии решения проблем теории и прак­ти­ки образования, требованиям последних ФГОС, уровню развития науки, производства, регламенту человеческих взаимоотношений. Структурированы составляющие готовности преподавателей университета к ис­поль­зо­ва­нию подобных технологий в своей деятельности. В струк­ту­ру готовности наряду с ког­ни­тив­ной, психологической, операционной, конативной составляющими включена лингвистическая компонента и обос­но­ва­на ее необходимость. Выведен средний уровень готовности преподавателей университета к внед­ре­нию инновационных технологий в учеб­ный процесс.

Научная новизна. Уточнены признаки современной образовательной технологии. Определены наиболее значимые структурные элементы готовности профессорско-пре­по­да­ва­тельско­го состава вузов к при­ме­не­нию в своей работе таких технологий. В со­во­куп­нос­ти эти элементы составляют ориентировочную основу для измерения профессионализма педагогов высшей школы. Обоснована актуальность развития технологической грамотности преподавателей в сис­те­ме дополнительного профессионального образования.

Практическая значимость. Материалы исследования и его результаты могут быть использованы при проектировании программ для подготовки, переподготовки и по­вы­ше­ния квалификации научно-пе­да­го­ги­чес­ких кадров университетов.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова современные образовательные технологии, готовность, составляющие готовности, констатирующее исследование
Список цитируемой литературы

1. Бу­ров К. С. Ис­поль­зо­ва­ние компьютерных технологий для обеспечения взаимодействия субъектов управления методической работой в об­ра­зо­ва­тель­ном учреждении // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2009. Вып. 3, № 13 (146). С. 35–37.

2. Вол­чен­ко­ва К. Н. Тьютер­ское сопровождение как основа субъект-субъ­­ек­тных отношений тьютора и сту­ден­та // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2013. Т. 5, № 3. С. 71–76.

3. Заг­вя­зин­ский В. И. Ис­сле­до­ва­тельская деятельность педагога. Москва: ACADEMIA, 2003. 176 с.

4. За­кон Российской Федерации «Об образовании в Рос­сийской Федерации» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.

5. Кла­рин М. В. Ин­но­ва­ции в ми­ро­вой педагогике: обучение на основе исследования, игры, дискуссии: анализ зарубежного опыта. Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. 176 с.

6. Кот­ля­ро­ва И. О., Сериков Г. Н., Тягунова Ю. В. Про­ек­ти­ро­ва­ние образовательно-на­уч­но­го процесса в уни­вер­си­те­те. Челябинск: ЮУрГУ, 2012. 230 с.

7. Льног­рад­ский Л. А. Кон­цеп­ция системного проектирования. Самара: Самарский государственный технический университет, 2005. 180 с.

8. Се­лев­ко Г. К. Сов­ре­мен­ные образовательные технологии: учебное пособие. Москва: Народное образование, 1998. 256 с.

9. Се­ри­ков, Г. Н., Сериков С. Г. Здо­ровь­ес­бе­ре­же­ние в гу­ман­ном образовании: монография. Екатеринбург; Челябинск: ЧГПУ, 1999. 242 с.

10. Се­ри­ков Г. Н. Зна­ни­ево-ком­пе­тен­тнос­тная концепция модернизации образования в уни­вер­си­те­те // Вестник Южно-Уральско­го государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2011. № 24 (241). Вып. 13. С. 8–21.

11. Се­ри­ков Г. Н. Об­ра­зо­ва­ние и раз­ви­тие человека. Москва: Мнемозина, 2002. 416 с.

12. Сов­ре­мен­ные образовательные технологии / под ред. Н. Бор­дов­ской. Москва: КноРус, 2010. 432 с.

13. Фе­де­раль­ный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Пе­да­го­ги­чес­кое образование (квалификация (степень) «магистр») [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm35–1.pdf.

14. Фе­де­раль­ный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Ме­нед­жмент (квалификация (степень) «магистр») [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/96993.

15. Фе­де­раль­ный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 140400 Элек­тро­энер­ге­ти­ка и элек­тро­тех­ни­ка (квалификация (степень) «магистр) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97540.

16. Хайрул­ли­на, А. Г. Го­тов­ность тьюторов к соп­ро­вож­де­нию обучения с ис­поль­зо­ва­ни­ем дистанционных технологий: результаты анкетирования преподавателей и сту­ден­тов / А. Г. Хайрул­ли­на // Вестник ЮУрГУ. 2014. Т. 6, № 3. С. 96–103.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.