Емельянова И.Н.

Название статьи

Формирование и оценка качества профессионального образования в контексте компетентностной модели обучения

Авторы

Емельянова Ирина Никитична

В рубрике КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
Год 2015 Номер журнала №1 Страницы 57
Тип статьи   Индекс УДК УДК 378.146 Индекс ББК  
Аннотация

Статья посвящена проблеме оценки качества профессиональной подготовки в сис­те­ме высшего образования. Цели публикации – выявление противоречий внедрения компетентностной модели обучения в выс­шей школе и обос­но­ва­ние механизма совершенствования подготовки специалистов в со­от­вет­ствии с про­фес­си­ональ­ны­ми и фе­де­раль­ны­ми государственными образовательными стандартами.

Методы. В ис­сле­до­ва­нии, предпринятом автором, использовались метод сравнительного анализа профессионального стандарта педагога и фе­де­раль­ных государственных образовательных стандартов по педагогическому образованию и ме­тод прогностического анализа развития современной образовательной ситуации.

Результаты. Сформулированы основные проблемные аспекты оценки качества современного профессионального образования. Выявлены следующие противоречия: а) меж­ду содержанием профессиональных и фе­де­раль­ных государственных образовательных стандартов; б) не­об­хо­ди­мостью сближения обучения с ус­ло­ви­ями профессиональной деятельности и от­сут­стви­ем механизмов создания и опе­ра­тив­ной коррекции профессиональной модели поведения; в) пред­мет­ным структурированием основных образовательных программ и ме­тап­ред­мет­ностью формируемых на их основе компетенций; г) тре­бо­ва­ни­ем повышения качества образования и от­сут­стви­ем четких критериев его определения; д) ак­ту­аль­ностью разработки и ос­во­ения новых методик обучения и не­го­тов­ностью педагогов к это­му.

Научная новизна исследования заключается в обос­но­ва­нии идеи профессиональной подготовки на основе модели профессионального поведения, ориентированной на поэтапное профессиональное становление личности. Перечислен комплекс мер совершенствования процесса формирования и оцен­ки качества профессионального образования, которые включают механизмы согласования на всех этапах профессиональной подготовки: при разработке профессиональных и об­ра­зо­ва­тель­ных стандартов, основных образовательных программ, учебных планов, оценке качества профессиональной подготовки.

Практическая значимость. Продемонстрирована возможная методика оценки компетенций, приобретаемых студентами посредством интерактивных методов обучения. Представлена качественно-ко­ли­че­ствен­ная оценочная таблица формируемых компетенций. Показаны недостатки данной методики, которые требуют продолжения работы по совершенствованию процедур измерения качества подготовки специалистов.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова оценка качества образования, традиционная модель обучения, компетентностная модель обучения, оценка качества обучения
Список цитируемой литературы

1. Аб­ра­мо­ва С. В., Бояров Е. Н. Оцен­ка сформированности профессиональных компетенций у сту­ден­тов // Психология обучения. 2011. № 3.

2. Бо­ри­со­ва Е. В., Бобрышев Е. Б. Ме­то­ди­ка совершенствования системы оценки и уп­рав­ле­ния качеством профессиональной подготовки // Качество. Инновации. Образование. 2009. № 11. С. 2–7.

3. Гусь­ко­ва М. В. Ат­тес­та­ция студентов на основе новых стандартов профессионального образования // Высшее образование сегодня. 2011. № 8. С. 10–12.

4. Гу­щин Ю. В. Ин­те­рак­тив­ные методы обучения в выс­шей школе // Психологический журнал Международного университета природы, общества и че­ло­ве­ка «Дубна». 2012. № . 2. С. 1–18.

5. Звон­ни­ков В. И. Под­го­тов­ка кадров в пер­спек­ти­ве XXI ве­ка: заметки на бегу // Высшее образование сегодня. 2014. № 2. С. 41–47.

6. Звон­ни­ков В. И., Челкышева М. Б. Кон­троль качества обучения при аттестации: компетентностный подход: учебное пособие. Москва: Университетская книга. 2009.

7. Ка­ра­ва­ева Е. В., Богословский В. А., Харитонов Д. В. Прин­ци­пы оценивания уровня освоения компетенций по образовательным программам ВПО в со­от­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­ями ФГОС нового поколения // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 18. С. 155–162.

8. Ко­но­ва­лов Ю. О. К воп­ро­су о мо­ни­то­рин­ге сформированности компетенций в сис­те­ме высшего профессионального образования: из опыта работы российских и за­ру­беж­ных вузов // Высшее образование сегодня. 2012. № 6. С. 14–18.

9. Но­во­лод­ская С. Л. Ис­поль­зо­ва­ние интерактивных методов в по­ли­куль­тур­ном образовании будущих менеджеров в сфе­ре сервиса и ту­риз­ма // Вектор науки. Серия: Педагогика, психология. 2011. № . 1. С. 133–135.

10. При­каз Министерства труда и со­ци­аль­ной защиты РФ от 18 ок­тяб­ря 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфе­ре дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» [Электрон. ресурс] // ИА «ГАРАНТ». Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/#ixzz30YqFzN00.

11. Ше­мет О. В. Оцен­ка качества компетентностно-ори­ен­ти­ро­ван­но­го высшего профессионального образования // Педагогика. 2010. № 8. С. 116–119.

12. Ям­бург Е. А. С учи­те­ля нельзя требовать того, чему его никто не учил // Вестник образования России [Электрон. ресурс]. 2013. № 15. Режим доступа: http://www.vestniknews.ru.

13. Baartman L. K. J., Bastiaens T. J., Kirschner P. A. Evaluating assessment quality in competence-based education // A qualitative comparison of two frameworks. Educational Research Review. 2007. Vol. 2. № 2. Р. 114–129.

14. Prince M. Does active learning work? A review of the research // Journal of engineering education. 2004. Vol. 93. № 3. Р. 223–231.

15. Roberts M. C., Borden K. A., Christiansen M. D. Fostering a Culture Shift: Assessment of Competence in the Education and Careers of Professional Psychologists Professional Psychology // Research and Practice. 2005. Vol. 36. № 4. Р. 355–361.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.