Леутина А.Л.

Название статьи Социальное и педагогическое прогнозирование в процессе социализации детей
Авторы Леутина Антонина Леонидовна
В рубрике ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Год 2015 Номер журнала №1 Страницы 44
Тип статьи   Индекс УДК УДК 371 Индекс ББК  
Аннотация

В сов­ре­мен­ном постиндустриальном обществе, экономика которого ориентирована, прежде всего, на человека и его личностные качества как главный производственный ресурс, в сфе­ре образования существенно повышается значимость педагогического прогнозирования практического приложения интеллектуального и твор­чес­ко­го потенциала обучающихся.

Целью настоящей статьи является поиск методологических схем социального и пе­да­го­ги­чес­ко­го прогнозирования, способствующего успешной социализации детей.

Методы и ме­то­до­ло­гия. Контент-ана­лиз результатов исследований, опубликованных в на­уч­но-пе­да­го­ги­чес­ких журналах за 2006–2013 гг., показал, что в сов­ре­мен­ной образовательной практике при осуществлении мер по социализации детей проективные технологии прогнозирования будущего учащихся используются крайне мало или не задействуются вовсе. Для определения перспектив социального и лич­нос­тно­го развития ребенка предлагается социоконструкторский подход, снижающий многие риски педагогической деятельности.

Результаты. Показаны преимущества организации образовательного процесса, опирающейся на рефлексию учителя достижений и спо­соб­нос­тей учащегося и про­лон­ги­ро­ван­ное прогнозирование на этой основе возможных траекторий дальнейшего развития личности этого учащегося.

Научная новизна. Базируясь на положениях концепции управления социотехническими системами, разработанной основателем Московского методологического кружка Г. П. Щед­ро­виц­ким, автор впервые выводит онтологическую схему процедур социализации как естественно-ис­кус­ствен­ной системы. Доказывается правомерность существования в сфе­ре образования двух типов прогнозирования – «педагогического» и «социального».

Практическая значимость. Представленные в статье методы прогностической работы помогут педагогам-прак­ти­кам более эффективно, рационально и ка­че­ствен­но организовать свою работу.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова социальное прогнозирование, педагогическое прогнозирование, педагогическая деятельность, социализация
Список цитируемой литературы

1. Ба­за­ров В. А. О пер­спек­ти­вах хозяйственного и куль­тур­но­го развития // Экономическое обозрение. 1928. № 6.

2. Бер­шад­ский М. Е., Гузеев В. В. Ди­дак­ти­чес­кие и пси­хо­ло­ги­чес­кие основания образовательной технологии. Москва: Центр «Педагогический поиск», 2003. 256 с.

3. Бес­ту­жев-Ла­да И. В. Со­ци­аль­ное прогнозирование [Электрон. ресурс] // Центр гуманитарных технологий: экспертно-ана­ли­ти­чес­кий портал. Режим доступа: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/2696.

4. Вайнштейн А. Проб­ле­мы экономического прогноза в ее статистической постановке. Москва: РАНИОН, 1930. 210 с.

5. Ва­ри­атив­ность и цик­лич­ность глобального социального развития человечества: коллектив. монография / Якунин В. И., Багдасарян В. Э., Куликов В. И., Сулакшин С. С. Мос­ква: Научный эксперт, 2009. 464 с.

6. «Естественное» и «искусственное» в со­ци­отех­ни­чес­ких системах // Щедровицкий Г. П. Из­бран­ные труды. Москва: Школа культурной политики, 1995. 800 с.

7. Заг­вя­зин­ский В. И. Прог­но­зи­ро­ва­ние, моделирование и про­ек­ти­ро­ва­ние в струк­ту­ре социально-пе­да­го­ги­чес­ко­го исследования: научно-ме­то­ди­чес­кие материалы Межрегионального семинара-прак­ти­ку­ма по практической методологии педагогических исследований, 24 окт. 2007 г. / В. И. Заг­вя­зин­ский [и др.]. Тюмень: ТюмГУ, 2007. 68 с.

8. Ка­ким быть плану: дискуссии 20‑х го­дов / Кржижановский Г. М., Струмилин С. Г., Кондратьев Н. Д., Базаров В. А. Ле­нин­град: Лениздат, 1989. 224 с.

9. Кар­ман­чи­ков А. И. Ло­ги­ка педагогического прогнозирования: монография. Ижевск: ИПК и ПРО УР, 2012. 83 с.

10. Кон­стан­ти­нов­ская Л. В. Ис­то­рия развития прогнозирования [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.astronom2000.info/

11. Кос­тяш­кин Э. Г. Проб­ле­мы опытно-эк­спе­ри­мен­таль­но­го прогнозирования // Советская педагогика. 1983. № 6. С. 47–52.

12. Ле­ути­на А. Л. Со­ци­али­за­ция детей в сов­ре­мен­ных педагогических исследованиях // Вопросы образования. 2014. № 3. С. 152–173.

13. Пе­да­го­ги­ка: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Слас­те­нин, И. Ф. Иса­ев, А. И. Ми­щен­ко, Е. Н. Ши­янов. Москва: Школа-Пресс, 1997. 512 с.

14. При­сяж­ная А. Ф. Пе­да­го­ги­чес­кое прогнозирование в сис­те­ме непрерывного педагогического образования: методология, теория, практика: дисс.... докт. пед. наук: Челябинск. 2006. 380 с.

15. Ре­гуш Л. А. Пси­хо­ло­гия прогнозирования: успехи в поз­на­нии будущего. С-Пе­тер­бург: Речь, 2003. 352 с.

16. Слуц­кий Е. Е. Сло­же­ние случайных величин как источник циклических процессов // Вопросы конъюнктуры. Москва, 1927. Т. III. Вып. 1. C. 34–64.

17. Чет­ве­ри­ков Н. С. Ста­тис­ти­чес­кие исследования. Теория и прак­ти­ка. Москва: Наука, 1975. 387 с.

18. Энциклопедический словарь Бркгауза и Ефрона. Т. VIIА (14). Выговский – Гальбан. С.-Петербург, 1892. 484 с.

19. Юнгк Р. Бу­ду­щее уже началось Мир нашего завтра: антология современной классической прогностики. Москва: Эксмо, 2003. 464 с.

20. Bernal J. D. The World, the Flesh & the Devil: An Enquiry into the Future of the Three Enemies of the Rational Soul, 1929. Indiana University Press, 1969. 81 р.

21. Dahrendorf R. Life chances: Approaches to Social and Political Theory. London: Weidenfeld and Nicolson, 1979. 181 р.

22. Gordon Th., Morgan-Witts M. The Day their World Ended (8 May 1902, eruption of Mount Pelée). New York: Stein and Day, 1969. 308 р.

23. Kahn H. The next 200 Years: a scenario for America and the world. Morrow. 1967. 241 р.

24. McLuhan M. War and Peace in the Global Village design/layout by Quentin Fiore, produced by Jerome Agel; 1st Ed.: Bantam, New York: reissued by Gingko Press, 2001. 190 р.

25. Mumford L. Technics and Human Development. 1967. 342 р.

26. Tinbergen J. The Element of Space in Development Planning (together with L. B. M. Mennes and J. G. Waardenburg). Amsterdam, 1969. 340 р.

27. Toffler A. Future Shock, Random House, 1970. 505 р.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.