Искрин Н.С., Чичканова Т.А.

Название статьи Менеджмент в образовании: системный подход
Авторы Искрин Никита Сергеевич, Чичканова Татьяна Анатольевна
В рубрике Управление образованием
Год 2015 Номер журнала №1 Страницы 7
Тип статьи   Индекс УДК УДК 37.01 Индекс ББК  
Аннотация

Цель работы – исследование возможностей системного подхода в уп­рав­ле­нии отдельными образовательными учреждениями и сис­те­мой образования в це­лом.

Методика и ме­то­до­ло­гия. При проведении исследования использовались анализ теории и прак­ти­ки применения системного подхода к уп­рав­лен­чес­ким задачам; положения общей теории систем; синергетический подход как «механизм оптимального управления сложноорганизованными системами»; адаптация для сферы образования управленческих технологий, ранее реализуемых преимущественно в эко­но­ми­ке; анкетирование работников системы образования разных уровней.

Результаты. Обоснована необходимость формирования системного мышления у ме­нед­же­ров, специализация которых – спектр оказания образовательных услуг. Обозначены характеристики процесса управления образовательным учреждением. На основе анализа историографии и обоб­ще­ния результатов анкетирования предложен вариант обучения «менеджеров образования».

Научная новизна. Определены теоретические блоки содержания программы переподготовки и пе­ре­ори­ен­та­ции на новые установки функционирования работников образования. Базой данной программы стал системный подход к уп­рав­ле­нию деятельностью организации.

Практическая значимость. Разработанный на основе результатов исследования и ап­ро­би­ро­ван­ный курс «Системный подход в прак­ти­ке образовательного учреждения: технологии и воп­ро­сы управления» помогает преодолению мышления и сте­ре­оти­пов, порождающих проблемы в раз­ви­тии системы образования; способствует пониманию способов управления в со­от­вет­ствии с прин­ци­па­ми системного мышления; формирует способности выявления взаимосвязей между внешними и внут­рен­ни­ми по отношению к сис­те­ме процессами и яв­ле­ни­ями; вырабатывает умение прогнозировать будущее поведение систем и го­тов­ность менять структуру системы, связи между ее элементами и их функционал.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова менеджер образования, системный подход, повышение квалификации педагогических кадров.
Список цитируемой литературы

1. Ан­дрю­хин С. Ес­ли руководитель ставит задачи и сам начинает выполнять работу за своих подчиненных – грош ему цена [Электрон. ресурс] // Управление персоналом. 2014. № 20 (312). С. 11–21. Режим доступа: http://www.top-personal.ru/magazine.html?313.

2. Га­пон­це­ва М. Г., Гапонцев В. Л., Федоров В. А. Си­нер­ге­ти­ка в пе­да­го­ги­ке: целесообразность переноса [Электрон. ресурс] // Образование и на­ука. 2008. № 9 (57). С. 100–109. Режим доступа: http://edscience.ru/sites/default/files/2008/2008–9.pdf.

3. Гар­буз А. Нель­зя поручать лягушкам осушение болота [Электрон. ресурс] // Управление персоналом. 2014. № 20 (312). С. 25–29. Режим доступа: http://www.top-personal.ru/magazine.html?313.

4. Дру­жи­нин Е. С. Уп­рав­лен­чес­кие нововведения: неопознанные ресурсы – интервью с А. И. При­го­жи­ным [Электрон. ресурс] // Интернет-пор­тал HRM.RU. Режим доступа: http://hrm.ru/db/hrm/17CA90AC16230253C3256AAB00414694/category.html.

5. Ев­до­ки­мо­ва М. В. Пор­трет менеджера образования [Электрон. ресурс] // Совместный Европейский проект Темпус IV «Сетевое взаимодействие университетов-пар­тне­ров в ре­али­за­ции многоуровневой системы подготовки и по­вы­ше­ния квалификации специалистов в об­лас­ти образовательного менеджмента». Режим доступа: http://tempus.novsu.ru/mod/resource/view.php?id=38.

6. Жи­лин В. И. О ме­то­до­ло­ги­чес­кой обоснованности синергетизации педагогики [Электрон. ресурс] // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. Серия «Философия. Социология. Культурология». Вып. 18. № 20 (201). С. 104–109. Режим доступа: http://www.lib.csu.ru/vch/201/019.pdf.

7. Заг­вя­зин­ский В. И. Как прорваться в сов­ре­мен­ность? [Электрон. ресурс] // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 5 (42). С. 27–30. Режим доступа: http://elibrary.ru/download/24350564.pdf.

8. Зо­ло­тов В. И. Проб­ле­мы управленческого консалтинга в Рос­сии [Электрон. ресурс] // Образование и на­ука в треть­ем тысячелетии: сборник трудов 3-й Международной научно-те­оре­ти­чес­кой конференции. Сайт Алтайского экономико-юри­ди­чес­ко­го института. Режим доступа: http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2001/zolotov.html.

9. Иг­на­то­ва В. А. Проб­ле­мы использования системно-синергетического под­хода в пе­да­го­ги­ке [Электрон. ресурс] // Образование и на­ука. 2013. № 10 (109). С. 3–16. Режим доступа: http://edscience.ru/ru/article/v-ignatova-1.

10. Круг­ло­ва В. Эф­фек­тив­ность достигается «маленькими шажками»… [Электрон. ресурс] // Управление персоналом. 2014. № 21 (313). С. 13–21. Режим доступа: http://www.top-personal.ru/magazine.html?314.

11. Кур­дю­мов С. П., Князева Е. Н. Си­нер­ге­ти­ка и но­вые подходы к про­цес­су обучения // Синергетика и учеб­ный процесс. Москва: РАГС, 1999. С. 8–18.

12. Люб­чен­ко О. И., Карпова С. И. Мо­де­ли­ро­ва­ние системы управления современной общеобразовательной школой с по­зи­ции системного подхода [Электрон. ресурс] // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. Вып. 7 (111). С. 197–203. Режим доступа: http://elibrary.ru/download/90257546.pdf.

13. Ме­лик-Гайка­зян И. В. Ме­то­до­ло­гия моделирования структур элитного образования [Электрон. ресурс] // Высшее образование в Рос­сии. 2006. № 11. С. 57–75. Режим доступа: http://www.ipr-tomsk.narod.ru/melik_N11–06_57–75.pdf

14. Му­ку­шев Б. А. Си­нер­ге­ти­ка в сис­те­ме образования [Электрон. ресурс] // Образование и на­ука. 2008. № 3 (51). С. 105–122. Режим доступа: http://elibrary.ru/download/95498025.pdf.

15. Му­ку­шев Б. А. Си­нер­ге­ти­ка как новая методология модернизации современного образования [Электрон. ресурс] // Психодидактика высшего и сред­не­го образования: материалы десятой юбилейной Международной научно-прак­ти­чес­кой конференции: в 2-х ч. / науч. ред. А. Н. Крут­ский, О. С. Ко­си­хи. Барнаул, 2014. С. 9–10. Режим доступа: http://elibrary.ru/download/60312936.pdf.

16. Райзин­гер Х. По­ко­ле­ние М – рабочая сила завтрашнего дня? [Электрон. ресурс] // Управление персоналом. 2014. № 21 (313). С. 5–11. Режим доступа: http://www.top-personal.ru/magazine.html?314.

17. Фир­со­ва С. П. Си­нер­ге­ти­чес­кий подход к изу­че­нию и мо­де­ли­ро­ва­нию образовательного пространства [Электрон. ресурс] // Фундаментальные исследования. 2011. № 8, ч. 3. С. 568–571. Режим доступа: http://www.rae.ru/ fs/?section=content&op=show_article&article_id=7981151.

18. Ха­дар­цев А. А., Васин С. А., Троицкий А. С. Эс­те­ти­ка синергетики в сов­ре­мен­ных педагогических технологиях [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и об­ра­зо­ва­ния. 2012. № 2. С. 1–8. Режим доступа: http://www.science-education.ru/102–5877.

19. Ша­мо­ва Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Уп­рав­ле­ние образовательными системами: учеб пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред. Т. И. Ша­мо­вой. Москва: ВЛАДОС, 2002. 320 с.

20. Щер­би­но­ва Н. Н. Мо­дель менеджера образования [Электрон. ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2012/05/12/model-menedzhera-obrazovaniya.

21. Эт­кинс П. По­ря­док и бес­по­ря­док в при­ро­де. Москва: Мир, 1987. 224 с.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.