Острижняя С.Г.

Название статьи Педагогическая технология на основе информационно-коммуникативных карт: опыт разработки и применения на уроках истории
Авторы Острижняя Светлана Гареевна
В рубрике ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Год 2015 Номер журнала №1 Страницы 125
Тип статьи   Индекс УДК УДК 37.03 Индекс ББК  
Аннотация

Цель описанной в статье работы – проверка пригодности использования логико-струк­тур­но­го графического формата учебного материала, который представлен в ви­де информационно-ком­му­ни­ка­тив­ных карт (ИК-карт), и его эффективности для формирования информационно-ком­му­ни­ка­тив­ных умений учащихся.

Автором задействованы следующие методики и ме­то­ды: 1) те­оре­ти­чес­кие: анализ способов формирования информационно-ком­му­ни­ка­тив­ных умений учащихся в про­цес­се учебной деятельности, сопоставление их возможностей при изучении школьного курса истории; 2) эм­пи­ри­чес­кие: экспертная оценка ИК‑карт, опытно-эк­спе­ри­мен­таль­ная работа по формированию информационно-ком­му­ни­ка­тив­ных умений учащихся (формирующий эксперимент), наблюдение за ходом коллективной работы учащихся (работы в груп­пах) и оце­ни­ва­ние степени конструктивности и ак­тив­нос­ти их коммуникативного взаимодействия, анкетирование учащихся (самооценка достигнутых результатов), тестирование (оценка успешности освоения учебного материала); 3) ма­те­ма­ти­чес­кие: статистическая обработка результатов анкетирования и тес­ти­ро­ва­ния.

Результаты. Доказана эффективность применения ИК‑карт в учеб­ном процессе. Более 80% учащихся считают, что работа с кар­та­ми позволяет им лучше понимать и за­по­ми­нать учебный материал, что благодаря коллективной работе с кар­той повышается культура общения, формируются навыки по структурированию и обоб­ще­нию информации. Сформулированы рекомендации для учителей школ по разработке ИК‑карт и их применению на уроках гуманитарного цикла. Разработаны критерии оценивания работы учащихся с ИК‑кар­той.

Научная новизна. Введено новое понятие «информационно-ком­му­ни­ка­тив­ная карта», дана его авторская интерпретация как дидактического средства, имеющего форму структурированного графического аналога учебного текста и спо­соб­ству­юще­го формированию информационно-ком­му­ни­ка­тив­ных умений, развитию творческого мышления и ус­во­ению больших объемов учебной информации. Показаны методические особенности использования ИК‑карт в учеб­ном процессе и воз­мож­ность построения на их основе педагогической технологии формирования информационно-ком­му­ни­ка­тив­ных умений и раз­ви­тия творческого критического мышления.

Практическая значимость. Полученные в хо­де опытно-эк­спе­ри­мен­таль­ной работы результаты могут быть использованы в сис­те­ме общего образования на старшей ступени. Разработанные методические рекомендации и тех­но­ло­ги­чес­кий подход на основе ИК-карт позволяют эффективно раз­ви­вать информационно-ком­му­ни­ка­тив­ные умения старшеклассников. Представленные материалы включены в прог­рам­му «Методика преподавания истории в шко­ле» в рам­ках повышения квалификации учителей истории в Тю­мен­ском государственном университете.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова развивающее обучение, информационно-ком­му­ни­ка­тив­ная компетентность, творческая деятельность, информационно-ком­му­ни­ка­тив­ная карта, групповые формы работы.
Список цитируемой литературы

1. Аб­ра­мо­ва Ю. А. Фор­ми­ро­ва­ние информационно-ком­му­ни­ка­тив­ной компетентности учащихся в про­цес­се продуктивной учебно-поз­на­ва­тель­ной деятельности [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/.

2. Алек­се­ев Н. А., Белякова Е. Г., Дегтярев С. Н., Загвязинский В. И., Закирова А. Ф. и др. Инновационные социально-пе­да­го­ги­чес­кие технологии в ус­ло­ви­ях модернизации современного отечественного образования: коллективная монография / под общ. ред. В. И. Заг­вя­зин­ско­го. Тюмень: Печатник, 2013. 168 с.

3. Ба­ха­ре­ва Т. Т. Проб­ле­мы преподавания математики в гу­ма­ни­тар­ных классах, пути их решения // Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пу­ти развития, 2012: материалы Международной научно-прак­ти­чес­кой конференции: сб. науч. трудов. Одесса, 2012. Вып. 3, т. 14. С. 51 – 54.

4. Бе­ля­ко­ва Е. Г., Дегтярев С. Н. Оцен­ка смыслообразующего потенциала инновационного образовательного процесса // Образование и на­ука. Изв. УрО РАО. 2011. № 3 (82). С. 3–15.

5. Дег­тя­рев С. Н. Кре­атив­но ориентированное обучение: разработка стратегии и пу­тей ее реализации // Образование и на­ука. 2014. № 6 (115). С. 20–35.

6. Дег­тя­рев С. Н. Ди­дак­ти­чес­кие средства активизации креативного потенциала учащихся в про­цес­се решения творческих задач // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 9. С. 56–63.

7. Заг­вя­зин­ский В. И., Строкова Т. А. Пе­да­го­ги­чес­кая инноватика: проблемы стратегии и так­ти­ки: монография. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2011. 176 с.

8. Мар­ты­но­ва Е. И. Фор­ми­ро­ва­ние информационно-ком­му­ни­ка­тив­ных компетенции современного школьника [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://sodruzhestvo.gym1517.ru/.

9. Ме­ли­хо­ва А. А. Фор­ми­ро­ва­ние информационно-ком­му­ни­ка­тив­ной компетентности студентов технического вуза // Вестник Тюменского государственного университета. 2013. № 9. С. 93–102.

10. Пе­да­го­ги­чес­кий словарь: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В. И. Заг­вя­зин­ско­го, А. Ф. За­ки­ро­вой. Москва: Академия, 2008. 352 с.

11. Шо­ро­хо­ва Т. И. Сущ­ность, структура и ком­по­нен­ты информационной культуры личности обучающихся в ус­ло­ви­ях дистанционного обучения [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.muh.ru/arch/2007/.

12. Фе­де­раль­ный государственный образовательный стандарт [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://edu.ru/.

13. Buzan, T., & Buzan, B. The mind map book. Rev Ed. London. BBC, 2003.

14. Degtyarev S. N. Creativity and intuition in the aspect of developing teaching // The International Conference on the Transformation of Education. Vol. 2, 22–23 April 2013, held by SCIEURO in London, 2013. P. 54–61.

15. Eppler M. J. A comparison between concept maps, mind maps, conceptual diagrams, and visual metaphors as complementary tools for knowledge construction and sharing // Information Visualization. 2006. № 5. P. 202 – 210.

16. Weeldon J., Faubert J. Framing Experience: Concept maps, Mind maps, and Data Collection in Qualitative Research // International Journal of Qualitative Methods. 2009. № 8 (3). P. 68–83.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.