Гончаров С. З.

Название статьи Универсальность человека как культурно-исторического существа
Авторы Гончаров С. З.
В рубрике ЧЕЛОВЕК, КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО
Год 2012 Номер журнала №5 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК 130.2 Индекс ББК  
Аннотация

В статье на основе теоретического обобщения раскрывается феномен человека в кре­атив­ном измерении. Данное исследование предпринято с целью определения перспективных возможностей для процессов образования. Определены основы универсальной сущности человека как культурно-ис­то­ри­чес­ко­го существа, обладающего бесконечными возможностями саморазвития. Человек представлен в «зеркале» основных философских концепций: натуралистической, православно-ори­ен­ти­ро­ван­ной и «био-со­ци­аль­ной», или «био-со­цио-куль­тур­ной». В по­ни­ма­нии природы человека отмечаются две крайности – антропологический эссенциализм, утверждающий, что сущность предзадана отдельному индивиду, и ан­тро­по­ло­ги­чес­кий экзистенциализм, провозглашающий обратное: существование человека предшествует его сущности, которая конституируется в ак­тах выбора, самопроектирования и са­мо­от­вет­стве­нос­ти за выбор и про­ект. Если в пер­вом случае игнорируется субъективная сторона бытия человека, то во втором – объективная, социально обусловленная. Обе группы этих теорий антиисторичны, так как история, конечно, сформировала сущность человека в ее родовой определенности, но эта определенность модифицируется в ак­тах деятельности и об­ще­ния в тот или иной исторический период.

Выделены слагаемые универсальной сущности человека: наличие у не­го неорганического тела, социальная наследственность, отсутствие врожденных программ социального поведения, свобода воли, самодеятельность, творчество, общественная природа и его разум. Автор считает, что, для того чтобы универсальная сущность человека получила достойное осуществление, необходим переход экономики от спекулятивно-ры­ноч­ной, ориентированной на прибыль, к кре­атив­ной, нацеленной на социальную положительную эффективность, на качество жизни и вос­про­из­вод­ство целостных индивидов.

Результаты анализа могут быть применены в раз­ра­бот­ке методологии философской и пе­да­го­ги­чес­кой видов антропологии, а так­же в прак­ти­ке преподавания в выс­ших учебных заведениях философии и те­ории педагогики.

Скачать Полный текст статьи Вам доступен
Ключевые слова человек, философские толкования сущности человека, неорганическое тело человека, основы универсальной сущности человека
Список цитируемой литературы

1. Жу­коц­кий В. Д. Маркс после Маркса: материалы по истории и фи­ло­со­фии марксизма в Рос­сии. Нижневартовск, 1999.

2. Иль­ен­ков Э. В. Ди­алек­ти­чес­кая логика: Очерки истории и те­ории. М., 1974.

3. Иль­ен­ков Э. В. Об идолах и иде­алах. М., 1968.

4. Иль­ен­ков Э. В. Что же такое личность? // С че­го начинается личность. М., 1984.

5. Ка­ра-Мур­за С.  Иде­оло­гия и мать ее наука. М., 2002.

6. Лю­бу­тин К. Н., Кондрашов П. Н. Ди­алек­ти­ка повседневности: методологический подход. Екатеринбург: УрГУ – ИфиП УрО РАН-РФО, 2007.

7. Маркс К. Ка­пи­тал. Т. 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1973. Т. 23. С. 623.

8. Маркс К. Ка­пи­тал. Критика политической экономии. СПб., 1872. Т. 1.

9. Маркс К. Эко­но­ми­чес­ко-фи­ло­соф­ские рукописи 1844 го­да // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. М., 1974.

10. Маркс К. Эко­но­ми­чес­ко-фи­ло­соф­ские рукописи 1844 го­да // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.

11. Маркс К. Эко­но­ми­чес­кие рукописи 1857–1859 го­дов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46, ч. 2. М., 1974.

12. Маркс К. Эко­но­ми­чес­кие рукописи 1861–1863 го­дов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 47.

13. Эн­гельс Ф. Пись­мо Джорджу Уильяму Ламплу. 11 ап­ре­ля 1893 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 39. М., 1966

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.