Название статьи | Универсальность человека как культурно-исторического существа | ||||
Авторы | Гончаров С. З. | ||||
В рубрике | ЧЕЛОВЕК, КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО | ||||
Год | 2012 | Номер журнала | №5 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | 130.2 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
В статье на основе теоретического обобщения раскрывается феномен человека в креативном измерении. Данное исследование предпринято с целью определения перспективных возможностей для процессов образования. Определены основы универсальной сущности человека как культурно-исторического существа, обладающего бесконечными возможностями саморазвития. Человек представлен в «зеркале» основных философских концепций: натуралистической, православно-ориентированной и «био-социальной», или «био-социо-культурной». В понимании природы человека отмечаются две крайности – антропологический эссенциализм, утверждающий, что сущность предзадана отдельному индивиду, и антропологический экзистенциализм, провозглашающий обратное: существование человека предшествует его сущности, которая конституируется в актах выбора, самопроектирования и самоответствености за выбор и проект. Если в первом случае игнорируется субъективная сторона бытия человека, то во втором – объективная, социально обусловленная. Обе группы этих теорий антиисторичны, так как история, конечно, сформировала сущность человека в ее родовой определенности, но эта определенность модифицируется в актах деятельности и общения в тот или иной исторический период. Выделены слагаемые универсальной сущности человека: наличие у него неорганического тела, социальная наследственность, отсутствие врожденных программ социального поведения, свобода воли, самодеятельность, творчество, общественная природа и его разум. Автор считает, что, для того чтобы универсальная сущность человека получила достойное осуществление, необходим переход экономики от спекулятивно-рыночной, ориентированной на прибыль, к креативной, нацеленной на социальную положительную эффективность, на качество жизни и воспроизводство целостных индивидов. Результаты анализа могут быть применены в разработке методологии философской и педагогической видов антропологии, а также в практике преподавания в высших учебных заведениях философии и теории педагогики. |
||||
Скачать | Полный текст статьи Вам доступен | ||||
Ключевые слова | человек, философские толкования сущности человека, неорганическое тело человека, основы универсальной сущности человека | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Жукоцкий В. Д. Маркс после Маркса: материалы по истории и философии марксизма в России. Нижневартовск, 1999. 2. Ильенков Э. В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. М., 1974. 3. Ильенков Э. В. Об идолах и идеалах. М., 1968. 4. Ильенков Э. В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. М., 1984. 5. Кара-Мурза С. Идеология и мать ее наука. М., 2002. 6. Любутин К. Н., Кондрашов П. Н. Диалектика повседневности: методологический подход. Екатеринбург: УрГУ – ИфиП УрО РАН-РФО, 2007. 7. Маркс К. Капитал. Т. 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1973. Т. 23. С. 623. 8. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. СПб., 1872. Т. 1. 9. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. М., 1974. 10. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. 11. Маркс К. Экономические рукописи 1857–1859 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46, ч. 2. М., 1974. 12. Маркс К. Экономические рукописи 1861–1863 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 47. 13. Энгельс Ф. Письмо Джорджу Уильяму Ламплу. 11 апреля 1893 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 39. М., 1966 |