Кошкина Е. А.

Название статьи Понятийно-терминологический аппарат педагогики как предмет историко-педагогического исследования
Авторы Кошкина Е. А.
В рубрике ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
Год 2012 Номер журнала №5 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК 37.011:001.4 Индекс ББК  
Аннотация

Статья посвящена процессу становления и раз­ви­тия педагогической терминологии. Автором дано теоретическое обоснование возможностей историко-пе­да­го­ги­чес­ко­го исследования развития понятийно-тер­ми­но­ло­ги­чес­ко­го аппарата отечественной педагогической науки. Концептуальными основами работы являются идеи о со­от­но­ше­нии процесса становления научной терминологии и ге­не­зи­са научного знания, философская концепция понятия как формы и ре­зуль­та­та отражения действительности, лингвистическая концепция термина как функциональной единицы языка науки, особенности отражения педагогического знания в по­ня­тийной форме.

Основными результатами исследования стали определение методологических требований к ана­ли­зу понятийного строя науки в ис­то­ри­чес­ком контексте, обоснование источниковедческой базы, раскрытие исследовательских принципов, описание инструментария и осо­бен­нос­тей его применения с уче­том специфики педагогических понятий и тер­ми­нов. Полученные выводы могут быть использованы при изучении проблем в об­лас­ти истории педагогики, методологии педагогической науки и пе­да­го­ги­чес­кой терминологии. В за­вер­ше­ние статьи приводятся актуальные направления исследования процесса развития педагогической терминологии с ис­то­ри­ко-пе­да­го­ги­чес­ких позиций.

Скачать Полный текст статьи Вам доступен
Ключевые слова понятие, термин, историко-пе­да­го­ги­чес­кий подход.
Список цитируемой литературы

1. Без­ру­ко­ва В. С. Ос­нов­ные категории теории воспитания и их функции в раз­ви­тии педагогической науки: автореф. дис. … д‑ра пед. наук. Казань, 1983. 42 с.

2. Бу­да­гов Р. А. Ис­то­рия слов в ис­то­рии общества. М.: Просвещение, 1971. 270 с.

3. Ди­алек­ти­чес­кая концепция понятия / под ред. А. П. Шеп­ту­ли­на. Минск, 1982. 352 с.

4. Ви­ног­ра­дов В. В. Ос­нов­ные типы лексического значения слова // Вопр. языкознания. 1953. № 5. С. 3–29.

5. Готт В. С., Землянский Ф. М. Ди­алек­ти­ка развития понятийной формы мышления. М.: Высш. шк., 1981. 319 с.

6. Кан­тор И. М. Пе­да­го­ги­чес­кая лексикография и лек­си­ко­ло­гия. М.: Просвещение, 1968. 200 с.

7. Кан­тор И. М. По­ня­тийно-тер­ми­но­ло­ги­чес­кая система педагогики. М.: Педагогика, 1980. 157 с.

8. Ко­ма­ров­ский Б. Б. Об эволюции понятий закона, принципа и пра­ви­ла и их взаимосвязи в пе­да­го­ги­ке // Сов. педагогика. 1947. № 6. С. 3–15.

9. Ко­ма­ров­ский Б. Б. Рус­ская педагогическая терминология. М.: Просвещение, 1969. 311 с.

10. Швы­рев В. С. Те­оре­ти­чес­кое и эм­пи­ри­чес­кое в на­уч­ном познании. М.: Наука, 1978. 382 с.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.