Название статьи | Понятийно-терминологический аппарат педагогики как предмет историко-педагогического исследования | ||||
Авторы | Кошкина Е. А. | ||||
В рубрике | ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ | ||||
Год | 2012 | Номер журнала | №5 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | 37.011:001.4 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Статья посвящена процессу становления и развития педагогической терминологии. Автором дано теоретическое обоснование возможностей историко-педагогического исследования развития понятийно-терминологического аппарата отечественной педагогической науки. Концептуальными основами работы являются идеи о соотношении процесса становления научной терминологии и генезиса научного знания, философская концепция понятия как формы и результата отражения действительности, лингвистическая концепция термина как функциональной единицы языка науки, особенности отражения педагогического знания в понятийной форме. Основными результатами исследования стали определение методологических требований к анализу понятийного строя науки в историческом контексте, обоснование источниковедческой базы, раскрытие исследовательских принципов, описание инструментария и особенностей его применения с учетом специфики педагогических понятий и терминов. Полученные выводы могут быть использованы при изучении проблем в области истории педагогики, методологии педагогической науки и педагогической терминологии. В завершение статьи приводятся актуальные направления исследования процесса развития педагогической терминологии с историко-педагогических позиций. |
||||
Скачать | Полный текст статьи Вам доступен | ||||
Ключевые слова | понятие, термин, историко-педагогический подход. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Безрукова В. С. Основные категории теории воспитания и их функции в развитии педагогической науки: автореф. дис. … д‑ра пед. наук. Казань, 1983. 42 с. 2. Будагов Р. А. История слов в истории общества. М.: Просвещение, 1971. 270 с. 3. Диалектическая концепция понятия / под ред. А. П. Шептулина. Минск, 1982. 352 с. 4. Виноградов В. В. Основные типы лексического значения слова // Вопр. языкознания. 1953. № 5. С. 3–29. 5. Готт В. С., Землянский Ф. М. Диалектика развития понятийной формы мышления. М.: Высш. шк., 1981. 319 с. 6. Кантор И. М. Педагогическая лексикография и лексикология. М.: Просвещение, 1968. 200 с. 7. Кантор И. М. Понятийно-терминологическая система педагогики. М.: Педагогика, 1980. 157 с. 8. Комаровский Б. Б. Об эволюции понятий закона, принципа и правила и их взаимосвязи в педагогике // Сов. педагогика. 1947. № 6. С. 3–15. 9. Комаровский Б. Б. Русская педагогическая терминология. М.: Просвещение, 1969. 311 с. 10. Швырев В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М.: Наука, 1978. 382 с. |