Сазонов Б. А.

Название статьи Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса – путь к подлинной гибкости и индивидуализации образовательных программ
Авторы Сазонов Б. А.
В рубрике УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
Год 2012 Номер журнала №5 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК 371+378 Индекс ББК  
Аннотация

В статье говорится о не­об­хо­ди­мос­ти перехода российских университетов от консервативной поточно-груп­по­вой к прог­рес­сив­ной индивидуально-ори­ен­ти­ро­ван­ной системе организации образовательного процесса, при которой объектом планирования деятельности и ре­али­за­ции программ высшего учебного заведения становится каждый без исключения студент. Новая либеральная студентоцентрированная форма подготовки специалистов, получившая название «кредит-сис­те­ма», или, в рос­сийском варианте, – «система зачетных единиц», выдвигает на первый план интересы и пра­ва студентов. Постепенно такая система становится превалирующей в ми­ро­вом пространстве высшего профессионального образования. Однако в рос­сийской высшей школе она прививается, к со­жа­ле­нию, довольно плохо и по­ка существует лишь как эксперимент.

Повсеместное сохранение в ву­зах поточно-груп­по­вой организации учебного процесса является индикатором серьезного технологического отставания российских университетов от стран-ли­де­ров на мировом рынке образовательных услуг. Главные препятствия на пути широкого внедрения организационных инноваций в оте­че­ствен­ном высшем образовании – отсутствие университетов-ли­де­ров и во многом устаревшая нормативно-пра­во­вая база.

Отказ от традиционной поточно-груп­по­вой модели обучения, формирования устойчивых, сохраняющихся в про­дол­же­ние всего регламентированного срока обучения учебных групп открывает перед российскими вузами возможности обеспечения подлинной гибкости и ин­ди­ви­ду­али­за­ции образовательных программ, предоставляет учащимся возможность индивидуального семестрового планирования, составления личного расписания занятий и пра­во на выбор преподавателей. Сочетание современных подходов к оцен­ке достижений студентов и ин­ди­ви­ду­аль­но-ори­ен­ти­ро­ван­ной организации обучения, полное приятие данной модели, причем на самом массовом уровне – при подготовке бакалавров и спе­ци­алис­тов, может обеспечить поистине качественный скачок в раз­ви­тии отечественного высшего образования.

Скачать Полный текст статьи Вам доступен
Ключевые слова система зачетных единиц, модульный учебный план, индивидуально-ори­ен­ти­ро­ван­ная организация учебного процесса, выбор учебных дисциплин, индивидуальные учебные расписания
Список цитируемой литературы

1. Ба­дарч Д.,Сазонов Б. А. Ак­ту­аль­ные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем: моногр. М.: Бюро ЮНЕСКО в Мос­кве, 2007.

2. Са­зо­нов Б. А. Ака­де­ми­чес­кие часы, зачетные единицы и мо­де­ли учебной нагрузки // Высш. образование в Рос­сии. 2008. № 11.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.