Название статьи | Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса – путь к подлинной гибкости и индивидуализации образовательных программ | ||||
Авторы | Сазонов Б. А. | ||||
В рубрике | УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ | ||||
Год | 2012 | Номер журнала | №5 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | 371+378 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
В статье говорится о необходимости перехода российских университетов от консервативной поточно-групповой к прогрессивной индивидуально-ориентированной системе организации образовательного процесса, при которой объектом планирования деятельности и реализации программ высшего учебного заведения становится каждый без исключения студент. Новая либеральная студентоцентрированная форма подготовки специалистов, получившая название «кредит-система», или, в российском варианте, – «система зачетных единиц», выдвигает на первый план интересы и права студентов. Постепенно такая система становится превалирующей в мировом пространстве высшего профессионального образования. Однако в российской высшей школе она прививается, к сожалению, довольно плохо и пока существует лишь как эксперимент. Повсеместное сохранение в вузах поточно-групповой организации учебного процесса является индикатором серьезного технологического отставания российских университетов от стран-лидеров на мировом рынке образовательных услуг. Главные препятствия на пути широкого внедрения организационных инноваций в отечественном высшем образовании – отсутствие университетов-лидеров и во многом устаревшая нормативно-правовая база. Отказ от традиционной поточно-групповой модели обучения, формирования устойчивых, сохраняющихся в продолжение всего регламентированного срока обучения учебных групп открывает перед российскими вузами возможности обеспечения подлинной гибкости и индивидуализации образовательных программ, предоставляет учащимся возможность индивидуального семестрового планирования, составления личного расписания занятий и право на выбор преподавателей. Сочетание современных подходов к оценке достижений студентов и индивидуально-ориентированной организации обучения, полное приятие данной модели, причем на самом массовом уровне – при подготовке бакалавров и специалистов, может обеспечить поистине качественный скачок в развитии отечественного высшего образования. |
||||
Скачать | Полный текст статьи Вам доступен | ||||
Ключевые слова | система зачетных единиц, модульный учебный план, индивидуально-ориентированная организация учебного процесса, выбор учебных дисциплин, индивидуальные учебные расписания | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Бадарч Д.,Сазонов Б. А. Актуальные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем: моногр. М.: Бюро ЮНЕСКО в Москве, 2007. 2. Сазонов Б. А. Академические часы, зачетные единицы и модели учебной нагрузки // Высш. образование в России. 2008. № 11. |