Название статьи | Средовый подход к физическому воспитанию студенческой молодежи | ||||
Авторы | И. В. Манжелей | ||||
В рубрике | ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №2 | Страницы | 23 |
Тип статьи | Индекс УДК | 37.037.1+796.01:316 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
В статье обсуждается проблема физического воспитания россиян, которая особенно актуализировалась в связи с ухудшением экологии, неопределенностью социально-экономических условий и идеологических установок, «информационным бумом», усилившейся агрессивностью внешней среды, распространением наркомании, алкоголизма. Одно из решений проблемы автор видит в создании в вузах специальной среды, формирующей спортивный стиль жизни студенческой молодежи. Выделены системообразующие, системонаполняющие и системообуславливающие факторы подобного стиля жизни. Дано определение спортивной среды образовательного учреждения, показаны ее структура и система функционирования. Описаны теоретические и прикладные аспекты средового подхода в физическом воспитании, при котором акценты в деятельности преподавателя смещаются с активного диктаторского воздействия на личность студента в область построения конструктивного взаимодействия и сотрудничества. Показано, что семантическое ядро средового подхода в физическом воспитании – спортивная деятельность, которая, с одной стороны, осуществляется в рамках поведенческих сеттингов согласно специфике физического окружения (спортплощадок, кортов, оборудования, инвентаря и др.) и спортивным правилам, регулирующим поведение ее участников; а с другой – предоставляет субъектам возможности для добровольного выбора видов спорта, места, режима занятий и социального окружения в зависимости от их (субъектов) потребностей и является мощным консолидирующим средством, обеспечивающим социализацию и межкультурную коммуникацию. Основные концептуальные положения средового подхода в физическом воспитании студентов базируются на идеях развивающего обучения и прекрасно соотносятся с содержанием федеральных государственных образовательных стандартов, задающих нижнюю границу требований к формированию у выпускников спортивных компетенций. Перечислены основные направления деятельности кафедры физического воспитания при реализации средового подхода. Предложен алгоритм деятельности педагогов при организации учебного процесса по физическому воспитанию. Приводятся результаты изменения иерархии мотивов занятий массовым спортом у студенческой молодежи после внедрения в практику физического воспитания средового подхода в Тюменском государственном университете. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | спортивный стиль жизни, среда образовательного учреждения, условия и возможности, средовый подход, физкультурно-спортивные потребности и мотивы занятий спортом студентов. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Спортивно-ориентированное физическое воспитание; образовательный и социальный аспекты // Теория и практика физической культуры. 2003. № 5. С. 19–22. 2. Виленский М. Я., Авчинникова С. О. Методологический анализ общего и особенного в понятиях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» // Теория и практика физической культуры. 2004. № 11. С. 2–7. 3. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. Москва, 1988. С. 23–89. 4. Лебедева В. П., Орлов В. А., Панов В. И. Психодидактические аспекты развивающего образования // Педагогика. 1996. № 6. С. 25–30. 5. Лубышева Л. И., Закревская А. И. Структура и содержание спортивной культуры личности // Теория и практика физической культуры. 2013. № 3. С. 7–16. 6. Манжелей И. В. Средо-ориентированный подход в физическом воспитании // Теория и практика физической культуры. 2005. № 8. С. 7–11. 7. Смит Н. Современные системы психологии / пер. с англ. под. общ. ред. А. А. Алексеева. С‑Петербург: Прайм-Еврознак, 2003. С. 192–208; 325–330. 8. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва, 2001. 365 с. 9. Barker L., Roger G. and Associates. 1978. Habitats, Environments, and Human Behavior. Studies in Ecological Psychology and Eco-Behavioral Science from the Midwest Psychological Field Station, 1947–1972, San Francisco: Jossey-Bass Publishers. P. 34–48. |