И.В. Манжелей

Название статьи Средовый подход к физическому воспитанию студенческой молодежи
Авторы И. В. Манжелей
В рубрике ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ
Год 2014 Номер журнала №2 Страницы 23
Тип статьи   Индекс УДК 37.037.1+796.01:316 Индекс ББК  
Аннотация

В статье обсуждается проблема физического воспитания россиян, которая особенно актуализировалась в свя­зи с ухуд­ше­ни­ем экологии, неопределенностью социально-эко­но­ми­чес­ких условий и идео­ло­ги­чес­ких установок, «информационным бумом», усилившейся агрессивностью внешней среды, распространением наркомании, алкоголизма. Одно из решений проблемы автор видит в соз­да­нии в ву­зах специальной среды, формирующей спортивный стиль жизни студенческой молодежи. Выделены системообразующие, системонаполняющие и сис­те­мо­обус­лав­ли­ва­ющие факторы подобного стиля жизни. Дано определение спортивной среды образовательного учреждения, показаны ее структура и сис­те­ма функционирования.

Описаны теоретические и прик­лад­ные аспекты средового подхода в фи­зи­чес­ком воспитании, при котором акценты в де­ятель­нос­ти преподавателя смещаются с ак­тив­но­го диктаторского воздействия на личность студента в об­ласть построения конструктивного взаимодействия и сот­руд­ни­че­ства. Показано, что семантическое ядро средового подхода в фи­зи­чес­ком воспитании – спортивная деятельность, которая, с од­ной стороны, осуществляется в рам­ках поведенческих сеттингов согласно специфике физического окружения (спортплощадок, кортов, оборудования, инвентаря и др.) и спор­тив­ным правилам, регулирующим поведение ее участников; а с дру­гой – предоставляет субъектам возможности для добровольного выбора видов спорта, места, режима занятий и со­ци­аль­но­го окружения в за­ви­си­мос­ти от их (субъектов) потребностей и яв­ля­ет­ся мощным консолидирующим средством, обеспечивающим социализацию и меж­куль­тур­ную коммуникацию.

Основные концептуальные положения средового подхода в фи­зи­чес­ком воспитании студентов базируются на идеях развивающего обучения и прек­рас­но соотносятся с со­дер­жа­ни­ем федеральных государственных образовательных стандартов, задающих нижнюю границу требований к фор­ми­ро­ва­нию у вы­пус­кни­ков спортивных компетенций. Перечислены основные направления деятельности кафедры физического воспитания при реализации средового подхода. Предложен алгоритм деятельности педагогов при организации учебного процесса по физическому воспитанию. Приводятся результаты изменения иерархии мотивов занятий массовым спортом у сту­ден­чес­кой молодежи после внедрения в прак­ти­ку физического воспитания средового подхода в Тю­мен­ском государственном университете.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова спортивный стиль жизни, среда образовательного учреждения, условия и воз­мож­нос­ти, средовый подход, физкультурно-спор­тив­ные потребности и мо­ти­вы занятий спортом студентов.
Список цитируемой литературы

1. Баль­се­вич В. К., Лубышева Л. И. Спор­тив­но-ори­ен­ти­ро­ван­ное физическое воспитание; образовательный и со­ци­аль­ный аспекты // Теория и прак­ти­ка физической культуры. 2003. № 5. С. 19–22.

2. Ви­лен­ский М. Я., Авчинникова С. О. Ме­то­до­ло­ги­чес­кий ана­лиз общего и осо­бен­но­го в по­ня­ти­ях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» // Теория и прак­ти­ка физической культуры. 2004. № 11. С. 2–7.

3. Гиб­сон Дж. Экологический подход к зри­тель­но­му восприятию. Москва, 1988. С. 23–89.

4. Ле­бе­де­ва В. П., Орлов В. А., Панов В. И. Пси­хо­ди­дак­ти­чес­кие аспекты развивающего образования // Педагогика. 1996. № 6. С. 25–30.

5. Лу­бы­ше­ва Л. И., Закревская А. И. Струк­ту­ра и со­дер­жа­ние спортивной культуры личности // Теория и прак­ти­ка физической культуры. 2013. № 3. С. 7–16.

6. Ман­же­лей И. В. Сре­до-ори­ен­ти­ро­ван­ный подход в фи­зи­чес­ком воспитании // Теория и прак­ти­ка физической культуры. 2005. № 8. С. 7–11.

7. Смит Н. Сов­ре­мен­ные системы психологии / пер. с англ. под. общ. ред. А. А. Алек­се­ева. С‑Пе­тер­бург: Прайм-Ев­роз­нак, 2003. С. 192–208; 325–330.

8. Яс­вин В. А. Об­ра­зо­ва­тель­ная среда: от моделирования к про­ек­ти­ро­ва­нию. Москва, 2001. 365 с.

9. Barker L., Roger G. and Associates. 1978. Habitats, Environments, and Human Behavior. Studies in Ecological Psychology and Eco-Behavioral Science from the Midwest Psychological Field Station, 1947–1972, San Francisco: Jossey-Bass Publishers. P. 34–48.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.