С.З. Гончаров

Название статьи Культура – креативная основа образования
Авторы С. З. Гончаров
В рубрике ДИСКУССИИ
Год 2014 Номер журнала №2 Страницы 13
Тип статьи   Индекс УДК 37.01 Индекс ББК  
Аннотация В статье говорится об острой потребности в про­рыв­ных человекоцентричных проектах обновления образования. Развивается тема, поднятая в ра­бо­те Ю. В. Ла­ри­на «Образование в по­ис­ках принципа сообразности»[1], где в ка­че­стве ведущего принципа педагогики постнеклассического этапа выдвигается культуросообразность. Автор, в це­лом соглашаясь с Ла­ри­ным, что именно культура есть креативная основа подготовки юного поколения к жиз­ни, подробно анализирует смысловое наполнение этого ключевого понятия. Показано, что культура не может иметь ценностно-нейтраль­ных, тем более деструктивных коннотаций, иначе она превращается в па­ра­куль­ту­ру. Подробно раскрывается ценностная природа культуры, которая представлена как мир эталонов-об­раз­цов человеческой субъективности и глав­ным критерием в ко­то­рой выступает совершенство. Транслируя эталоны-об­раз­цы культурного наследия, педагог развивает у сво­их воспитанников всеобщие по значению общекультурные способности, которые организуют все особенные (индивидуальные) проявления человека как личности, специалиста и граж­да­ни­на. Обосновывается, что решение социально-эко­но­ми­чес­ких и по­ли­ти­чес­ких проблем, обновление общественных институтов и сфе­ры производства невозможно без культивирования и раз­ви­тия универсальности человека, целостности его продуктивно-твор­чес­ких сил. Автор убежден: как невозможно разграничивать воспитание и обу­че­ние, так нельзя разъединять в об­ра­зо­ва­тель­ном процессе формирование общекультурных и про­фес­сио­наль­ных способностей; в про­тив­ном случае первые делаются пустыми, а вто­рые – ценностно слепыми и без­вдох­но­вен­ны­ми.
Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова образование, культура, совершенство, целостность продуктивно-твор­чес­ких сил человека, универсальность человека.
Список цитируемой литературы

1. Бо­ро­дай Ю. М. Эро­ти­ка. Смерть. Табу: трагедия человеческого сознания. Москва: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996.

2. Губ­ман Б. Л. За­пад­ная философия культуры XX ве­ка. Тверь, 1997.

3. Де­ни­се­вич М. Н. На­ука и об­ра­зо­ва­ние: стратегический ресурс национального развития: монография. Екатеринбург: Уральский гуманитарный институт; Институт социально-эко­но­ми­чес­ко­го развития, 2010.

4. Иль­ен­ков Э. В. Об идолах и иде­алах. Москва; Киев: Час-Крок, 2006.

5. Иль­ен­ков Э. В. Что же такое личность? // С че­го начинается личность. Москва: Политиздат, 1984.

6. Иль­ин И. А. Ак­си­омы религиозного опыта: в 2 т. Москва: Русская книга, 1993. Т. 1.

7. Иль­ин И. А. Ос­но­вы христианской культуры // И. А. Иль­ин. Собр. соч.: в 10 т. Москва: Русская книга, 1993. Т. 1.

8. Иль­ин И. А. О вос­пи­та­нии в гря­ду­щей России // И. А. Иль­ин. Собр. соч.: в 10 т. Москва: Русская книга, 1993. Т. 2, кн. 2.

9. Иль­ин И. А. Стань цельным // И. А. Иль­ин. Собр. соч.: в 10 т. Москва: Русская книга, 1998. Т. 8.

10. Ла­рин Ю. В. Об­ра­зо­ва­ние в по­ис­ках принципа сообразности // Образование и на­ука. 2014. № 1 (110). С. 3–28.

11. Лойфман И. Я. Ми­ро­воз­зрен­чес­кие штудии: избранные работы. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002.

12. Офи­це­ро­ва Т. Блеф нон-стоп // Правда. 28–29 сен. 2010 г. № 106 (29593).

13. Пи­во­ва­ров Д. В. Фи­ло­со­фия религии: учебное пособие. Москва; Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2006.

14. Плот­ни­ков В. И. Цен­нос­тный мир человека и его судьба // Двадцать лекций по философии: учебное пособие. 2‑е изд. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002.

15. Рус­ская доктрина / под ред. А. Б. Ко­бя­ко­ва, В. В. Аверь­яно­ва. Москва, 2005.


[1] См.: «Образование и наука». № 1 (110). С. 3–28.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.