Л.А. Амирова, Ю.А. Федорова

Название статьи Формирование конкурентоспособного выпускника педагогического вуза в системе дополнительного образования
Авторы Л. А. Амирова, Ю. А. Федорова
В рубрике ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Год 2014 Номер журнала №2 Страницы 16
Тип статьи   Индекс УДК 378.037.1 Индекс ББК  
Аннотация

Статья посвящена проблеме профессионального самоопределения, которая не исчерпывается выбором конкретного учебного заведения и за­чис­ле­ни­ем абитуриента на определенную специальность. Из‑за непрерывно меняющейся конъюнктуры рынка и в свя­зи с ужес­то­ча­ющи­ми­ся требованиями со стороны работодателей для студентов в пе­ри­од их обучения в ву­зе эта проблема остается актуальной и осо­бо обостряется на пороге выпуска в пред­две­рии предстоящего трудоустройства. Кроме того, авторы справедливо указывают, что процесс профессионального самоопределения осложнился деформациями в об­лас­ти профориентации, где акценты сместились с прос­ве­ще­ния на рекламу, далеко не всегда достоверную и доб­ро­со­вес­тную, результатом чего становится ошибочный выбор будущей специальности, а в даль­нейшем – кризис профессиональной самоидентичности.

Целью предлагаемой вниманию работы является демонстрация того, что выполнение приоритетной задачи современного вуза – формирования конкурентоспособного выпускника – требует психолого-пе­да­го­ги­чес­ко­го сопровождения обучающихся и гиб­ко­го, альтернативного использования временных, содержательных, организационных и тех­но­ло­ги­чес­ких ресурсов образовательного учреждения. Однако обязанность неукоснительно следовать положениям Федерального государственного образовательного стандарта и дру­гих нормативных документов не позволяет вузам оперативно реагировать на меняющиеся реалии и сде­лать основные образовательные программы действительно мобильными и адап­тив­ны­ми.

Показано, что эффективным инструментом решения проблем профессионального самоопределения могут стать вариативные программы дополнительного образования, которые предлагаются студентам параллельно с ос­нов­ны­ми курсами и по­мо­га­ют им создать некий личный «резерв» на случай негативного сценария профессионализации. В ка­че­стве примера описывается разработанный и ап­ро­би­ро­ван­ный в Баш­кир­ском государственном педагогическом университете им. М. Ак­мул­лы проект «Школа профессионального успеха», методологическую основу которого составили компетентностный и лич­нос­тно-ори­ен­ти­ро­ван­ный подходы, а со­дер­жа­тель­ное наполнение производилось исходя из аналитических данных мониторинга потребностей студентов в до­пол­ни­тель­ных умениях и зна­ни­ях. Полученный опыт может быть экстраполирован на другие направления подготовки.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова профессиональное самоопределение, система дополнительного образования, конкурентоспособность, образовательный проект
Список цитируемой литературы

1. Ами­ро­ва Л. А., Амиров А. Ф. Раз­ви­тие качеств мобильной личности на этапе допрофессиональной социализации: монография. Уфа: Вагант, 2011. 194 с.

2. Кон И. С. Пси­хо­ло­гия старшеклассника. Москва: Просвещение, 1980. С. 192.

3. Щер­ба­тых Ю. В. Пси­хо­ло­гия предпринимательства и биз­не­са. С‑Пе­тер­бург: Питер, 2008. 304 с.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.