Название статьи | Формирование конкурентоспособного выпускника педагогического вуза в системе дополнительного образования | ||||
Авторы | Л. А. Амирова, Ю. А. Федорова | ||||
В рубрике | ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №2 | Страницы | 16 |
Тип статьи | Индекс УДК | 378.037.1 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Статья посвящена проблеме профессионального самоопределения, которая не исчерпывается выбором конкретного учебного заведения и зачислением абитуриента на определенную специальность. Из‑за непрерывно меняющейся конъюнктуры рынка и в связи с ужесточающимися требованиями со стороны работодателей для студентов в период их обучения в вузе эта проблема остается актуальной и особо обостряется на пороге выпуска в преддверии предстоящего трудоустройства. Кроме того, авторы справедливо указывают, что процесс профессионального самоопределения осложнился деформациями в области профориентации, где акценты сместились с просвещения на рекламу, далеко не всегда достоверную и добросовестную, результатом чего становится ошибочный выбор будущей специальности, а в дальнейшем – кризис профессиональной самоидентичности. Целью предлагаемой вниманию работы является демонстрация того, что выполнение приоритетной задачи современного вуза – формирования конкурентоспособного выпускника – требует психолого-педагогического сопровождения обучающихся и гибкого, альтернативного использования временных, содержательных, организационных и технологических ресурсов образовательного учреждения. Однако обязанность неукоснительно следовать положениям Федерального государственного образовательного стандарта и других нормативных документов не позволяет вузам оперативно реагировать на меняющиеся реалии и сделать основные образовательные программы действительно мобильными и адаптивными. Показано, что эффективным инструментом решения проблем профессионального самоопределения могут стать вариативные программы дополнительного образования, которые предлагаются студентам параллельно с основными курсами и помогают им создать некий личный «резерв» на случай негативного сценария профессионализации. В качестве примера описывается разработанный и апробированный в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы проект «Школа профессионального успеха», методологическую основу которого составили компетентностный и личностно-ориентированный подходы, а содержательное наполнение производилось исходя из аналитических данных мониторинга потребностей студентов в дополнительных умениях и знаниях. Полученный опыт может быть экстраполирован на другие направления подготовки. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | профессиональное самоопределение, система дополнительного образования, конкурентоспособность, образовательный проект | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Амирова Л. А., Амиров А. Ф. Развитие качеств мобильной личности на этапе допрофессиональной социализации: монография. Уфа: Вагант, 2011. 194 с. 2. Кон И. С. Психология старшеклассника. Москва: Просвещение, 1980. С. 192. 3. Щербатых Ю. В. Психология предпринимательства и бизнеса. С‑Петербург: Питер, 2008. 304 с. |