Название статьи | Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность | ||||
Авторы | Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина | ||||
В рубрике | КОНСУЛЬТАЦИИ | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №2 | Страницы | 26 |
Тип статьи | Индекс УДК | 13.00.02 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Статья посвящена проблеме активизации познавательной деятельности учащихся образовательных школ. Изменившиеся реалии учебного процесса: непомерное ускорение его темпа, многократное увеличение объема подлежащей усвоению информации, рост числа обязательных дисциплин, ухудшение внешнего и внутреннего климата образовательной среды и др. – привели к существенному ухудшению физического и психологического состояния современных школьников и снижению их учебной активности. Требуются безотлагательные меры по поддержке и укреплению здоровья учащихся, восстановлению и развитию их работоспособности. Для радикального исправления ситуации эти меры должны носить системный, а не разрозненный характер. Различные способы улучшения самочувствия детей и методы стимуляции их познавательной деятельности следует применять в комплексе, учитывая при их сочетании между собой возрастные особенности школьников и специфику конкретного образовательного пространства. В начале публикации даны определения основных категорий, необходимых для обобщения существующих способов активизации процесса познания. Далее авторы перечисляют основные группы методов, способствующих повышению качества и интенсивности мыслительной деятельности. В первую группу входят дидактические методы (сочетание «слова», «наглядности» и «практики»), представляющие традиционный кластер педагогической науки. Во вторую – психоэмоциональные методы, эмоционально настраивающие учащихся на восприятие учебного материала. Психофизиологические методы направлены на оптимизацию функционального состояния школьников, а фармакологические повышают умственную работоспособность за счет употребления лекарственных препаратов. Описание методов не претендует на полноту изложения их сути, цель публикации – показать все возможные направления решений рассматриваемой проблемы. В заключение показана проектная модель комплексной методики активизации познавательной деятельности учащихся среднеобразовательных учреждений. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | образовательный процесс, активизация познавательной деятельности, способы повышения умственной работоспособности. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Буйнов Л. Г. Статокенетическая устойчивость и подходы к ее фармакологической коррекции // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2002. Т. 1. № 2. С. 27–50. 2. Буйнов Л. Г., Бахтин Ю. К., Вилейто Т. В., Макарова Л. П., Морозов М. А., Плахов Н. Н., Сорокина Л. А., Станкевич П. В., Сыромятникова Л. И. Способ повышения умственной работоспособности человека: патент на изобретение RUS 2435617 от 23.03.2010. 3. Буйнов Л. Г., Иванов С. Г., Макарова Л. П., Плахов Н. Н., Сорокина Л. А., Станкевич П. В., Сухоруков Д. В. Способ повышения умственной работоспособности человека: патент на изобретение RUS 2437689 от 04.06.2010. 4. Буйнов Л. Г., Матусевич М. С., Попова Р. И., Сорокина Л. А., Станкевич П. В., Тарасов А. М. Способ повышения умственной работоспособности человека: патент на изобретение RUS 2453346 от 27.04.2010. 5. Веккер Л. М. Психологические процессы. Мышление и интеллект. Ленинград: ЛГУ, 1976. Т. 2. 715 с. 6. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. Москва, 1994. 280 с. 7. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. Москва, 1997. 405 с. 8. Немов Р. С. Психология образования. Москва, 1995. 456 с. 9. Новиков В. С., Шустов Е. Б., Горанчук В. В. Коррекция функциональных состояний при экстремальных воздействиях. С‑Петербург: Наука, 1998. 544 с. 10. Ордынская Т. А. Волновая терапия. Москва: Эксмо, 2008. 496 с. 11. Осипова А. А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. Москва, 2000. 240 с. 12. Соловьев А. В., Говорун М. И., Голованов А. Е. Конституциональные аспекты устойчивости человека к укачиванию // Российская оториноларингология. 2007. № 6. С. 51–54. 13. Соловьев А. В., Савчук О. В., Хартанович И. А. Антропологические аспекты профессионального отбора лиц, подвергающихся действию знакопеременных ускорений // Новости оториноларингологии и логопатологии. 2002. № 4. С. 46–48. 14. Сыромятникова Л. И., Борисова Л. П., Борисов А. А. Организационно-методические условия преподавания медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. 2012. № 5. С. 507–509. 15. Чистякова М. И. Психогимнастика. Москва, 1990. 217 с. 16. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. Москва: Педагогика, 1989. 705 с. 17. Яворук О. А. Знание. Дидактические проблемы решения знаниевой проблемы. Ханты-Мансийск: ЮГУ, 2009. 170 с. |