Д.В. Сухоруков, Л.А. Сорокина

Название статьи Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность
Авторы Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина
В рубрике КОНСУЛЬТАЦИИ
Год 2014 Номер журнала №2 Страницы 26
Тип статьи   Индекс УДК 13.00.02 Индекс ББК  
Аннотация

Статья посвящена проблеме активизации познавательной деятельности учащихся образовательных школ. Изменившиеся реалии учебного процесса: непомерное ускорение его темпа, многократное увеличение объема подлежащей усвоению информации, рост числа обязательных дисциплин, ухудшение внешнего и внут­рен­не­го климата образовательной среды и др. – привели к су­ще­ствен­но­му ухудшению физического и пси­хо­ло­ги­чес­ко­го состояния современных школьников и снижению их учебной активности. Требуются безотлагательные меры по поддержке и ук­реп­ле­нию здоровья учащихся, восстановлению и раз­ви­тию их работоспособности. Для радикального исправления ситуации эти меры должны носить системный, а не разрозненный характер. Различные способы улучшения самочувствия детей и ме­то­ды стимуляции их познавательной деятельности следует применять в ком­плек­се, учитывая при их сочетании между собой возрастные особенности школьников и спе­ци­фи­ку конкретного образовательного пространства.

В на­ча­ле публикации даны определения основных категорий, необходимых для обобщения существующих способов активизации процесса познания. Далее авторы перечисляют основные группы методов, способствующих повышению качества и ин­тен­сив­нос­ти мыслительной деятельности. В пер­вую группу входят дидактические методы (сочетание «слова», «наглядности» и «практики»), представляющие традиционный кластер педагогической науки. Во вторую – психоэмоциональные методы, эмоционально настраивающие учащихся на восприятие учебного материала. Психофизиологические методы направлены на оптимизацию функционального состояния школьников, а фар­ма­ко­ло­ги­чес­кие повышают умственную работоспособность за счет употребления лекарственных препаратов. Описание методов не претендует на полноту изложения их сути, цель публикации – показать все возможные направления решений рассматриваемой проблемы. В зак­лю­че­ние показана проектная модель комплексной методики активизации познавательной деятельности учащихся среднеобразовательных учреждений.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова образовательный процесс, активизация познавательной деятельности, способы повышения умственной работоспособности.
Список цитируемой литературы

1. Буйнов Л. Г. Ста­то­ке­не­ти­чес­кая устойчивость и под­хо­ды к ее фармакологической коррекции // Обзоры по клинической фармакологии и ле­кар­ствен­ной терапии. 2002. Т. 1. № 2. С. 27–50.

2. Буйнов Л. Г., Бахтин Ю. К., Вилейто Т. В., Макарова Л. П., Морозов М. А., Плахов Н. Н., Сорокина Л. А., Станкевич П. В., Сыромятникова Л. И. Спо­соб повышения умственной работоспособности человека: патент на изобретение RUS 2435617 от 23.03.2010.

3. Буйнов Л. Г., Иванов С. Г., Макарова Л. П., Плахов Н. Н., Сорокина Л. А., Станкевич П. В., Сухоруков Д. В. Спо­соб повышения умственной работоспособности человека: патент на изобретение RUS 2437689 от 04.06.2010.

4. Буйнов Л. Г., Матусевич М. С., Попова Р. И., Сорокина Л. А., Станкевич П. В., Тарасов А. М. Спо­соб повышения умственной работоспособности человека: патент на изобретение RUS 2453346 от 27.04.2010.

5. Век­кер Л. М. Пси­хо­ло­ги­чес­кие процессы. Мышление и ин­тел­лект. Ленинград: ЛГУ, 1976. Т. 2. 715 с.

6. Лэн­дрет Г. Л. Иг­ро­вая терапия: искусство отношений. Москва, 1994. 280 с.

7. Мас­тю­ко­ва Е. М. Ле­чеб­ная педагогика. Москва, 1997. 405 с.

8. Не­мов Р. С. Пси­хо­ло­гия образования. Москва, 1995. 456 с.

9. Но­ви­ков В. С., Шустов Е. Б., Горанчук В. В. Кор­рек­ция функ­циональных состояний при экстремальных воздействиях. С‑Пе­тер­бург: Наука, 1998. 544 с.

10. Ор­дын­ская Т. А. Вол­но­вая терапия. Москва: Эксмо, 2008. 496 с.

11. Оси­по­ва А. А. Вве­де­ние в прак­ти­чес­кую психокоррекцию: групповые методы работы. Москва, 2000. 240 с.

12. Со­ловь­ев А. В., Говорун М. И., Голованов А. Е. Кон­сти­ту­ци­ональ­ные аспекты устойчивости человека к ука­чи­ва­нию // Российская оториноларингология. 2007. № 6. С. 51–54.

13. Со­ловь­ев А. В., Савчук О. В., Хартанович И. А. Ан­тро­по­ло­­ги­чес­кие аспекты профессионального отбора лиц, подвергающихся действию знакопеременных ускорений // Новости оториноларингологии и ло­го­па­то­ло­гии. 2002. № 4. С. 46–48.

14. Сы­ро­мят­ни­ко­ва Л. И., Борисова Л. П., Борисов А. А. Ор­га­ни­за­ци­он­но-ме­то­ди­чес­кие условия преподавания медико-ва­ле­оло­ги­чес­ких дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. 2012. № 5. С. 507–509.

15. Чис­тя­ко­ва М. И. Пси­хо­гим­нас­ти­ка. Москва, 1990. 217 с.

16. Эль­ко­нин Д. Б. Из­бран­ные психологические труды. Москва: Педагогика, 1989. 705 с.

17. Яво­рук О. А. Зна­ние. Дидактические проблемы решения знаниевой проблемы. Ханты-Ман­сийск: ЮГУ, 2009. 170 с.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.