В.И. Загвязинский

Название статьи Вузовская лекция в структуре современного учебного процесса
Авторы В.И. Загвязинский
В рубрике ВОПРОСЫ ДИДАКТИКИ
Год 2014 Номер журнала №2 Страницы 7
Тип статьи   Индекс УДК 378 Индекс ББК  
Аннотация

В статье говорится о том, что современная ситуация в выс­шем образовании требует не только широкого внедрения новых информационно-ком­му­ни­ка­тив­ных технологий, но и серь­ез­ной ревизии традиционных форм и ме­то­дов обучения. Автор указывает на назревшую необходимость переосмысления роли, места и удель­но­го веса в учеб­ном процессе высшей школы вузовской лекции, которая на протяжении многих столетий являлась основным способом трансляции знаний. Показаны функции и ви­ды лекционных занятий, их достоинства и по­тен­ци­ал.

Если информационная функция лекции по объективным причинам заметно теряет свои ведущие позиции (большую часть информации студент сейчас черпает из других источников), то такие ее функции, как установочная, методологическая, смыслообразующая, развивающая и вос­пи­ты­ва­ющая, наоборот, усиливаются и об­ре­та­ют новый смысл. Демонстрируются преимущества живого общения преподавателя со студентами. Особое внимание уделяется проблемным лекциям, построенным на использовании интерактивных методов и при­емов. Основной вывод состоит в том, что, выбирая оптимальные методы и тех­но­ло­гии вузовского образования, следует разумно сочетать традиционные и но­вые подходы. Опасность замены живых человеческих контактов цифровыми дистанционными коммуникациями заключается в усе­чен­ном, а по­то­му искаженном познании мира, деградации и по­те­ре естественной системы человеческих отношений в этом мире. При полном отказе от опробованных и приз­нан­ных способов неопосредованного общения мы рискуем потерять индивидуальность будущих специалистов, получить стандартизированных выпускников технократического склада, ориентированных на личную выгоду в своей профессиональной деятельности.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова вузовская лекция, функции лекции, общение лектора с ауди­то­рией, интерактивные методы лекционного общения, проблемная лекция.
Список цитируемой литературы

1. Заг­вя­зин­ский В. И. Пе­да­го­ги­чес­кие основы интеграции традиционных и но­вых методов в раз­ви­ва­ющем обучении. Тюмень, 2008.

2. Заг­вя­зин­ский В. И., Гриценко Л. И. Основы дидактики выс­шей школы. Тюмень, 1978.

3. Ин­те­рак­тив­ная лекция в ву­зе с при­ме­не­ни­ем беседы, дискуссии [Электрон. ресурс].

4. Ин­те­рак­тив­но-эв­рис­ти­чес­кий подход к ор­га­ни­за­ции лекционных занятий в ву­зах России [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://dissercat.com

5. Кон­фе­де­ра­тов И. Я. Ме­то­ды совершенствования учебного процесса в выс­шей технической школе. Москва, 1976.

6. Лек­ция как активная форма обучения [Электрон. ресурс].

7. Ху­тор­ской А. В. Сов­ре­мен­ная дидактика: учебник для вузов. С.-Пе­тер­бург, 2001.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.