Название статьи | Вузовская лекция в структуре современного учебного процесса | ||||
Авторы | В.И. Загвязинский | ||||
В рубрике | ВОПРОСЫ ДИДАКТИКИ | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №2 | Страницы | 7 |
Тип статьи | Индекс УДК | 378 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
В статье говорится о том, что современная ситуация в высшем образовании требует не только широкого внедрения новых информационно-коммуникативных технологий, но и серьезной ревизии традиционных форм и методов обучения. Автор указывает на назревшую необходимость переосмысления роли, места и удельного веса в учебном процессе высшей школы вузовской лекции, которая на протяжении многих столетий являлась основным способом трансляции знаний. Показаны функции и виды лекционных занятий, их достоинства и потенциал. Если информационная функция лекции по объективным причинам заметно теряет свои ведущие позиции (большую часть информации студент сейчас черпает из других источников), то такие ее функции, как установочная, методологическая, смыслообразующая, развивающая и воспитывающая, наоборот, усиливаются и обретают новый смысл. Демонстрируются преимущества живого общения преподавателя со студентами. Особое внимание уделяется проблемным лекциям, построенным на использовании интерактивных методов и приемов. Основной вывод состоит в том, что, выбирая оптимальные методы и технологии вузовского образования, следует разумно сочетать традиционные и новые подходы. Опасность замены живых человеческих контактов цифровыми дистанционными коммуникациями заключается в усеченном, а потому искаженном познании мира, деградации и потере естественной системы человеческих отношений в этом мире. При полном отказе от опробованных и признанных способов неопосредованного общения мы рискуем потерять индивидуальность будущих специалистов, получить стандартизированных выпускников технократического склада, ориентированных на личную выгоду в своей профессиональной деятельности. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | вузовская лекция, функции лекции, общение лектора с аудиторией, интерактивные методы лекционного общения, проблемная лекция. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Загвязинский В. И. Педагогические основы интеграции традиционных и новых методов в развивающем обучении. Тюмень, 2008. 2. Загвязинский В. И., Гриценко Л. И. Основы дидактики высшей школы. Тюмень, 1978. 3. Интерактивная лекция в вузе с применением беседы, дискуссии [Электрон. ресурс]. 4. Интерактивно-эвристический подход к организации лекционных занятий в вузах России [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://dissercat.com 5. Конфедератов И. Я. Методы совершенствования учебного процесса в высшей технической школе. Москва, 1976. 6. Лекция как активная форма обучения [Электрон. ресурс]. 7. Хуторской А. В. Современная дидактика: учебник для вузов. С.-Петербург, 2001. |