Т. В. Обласова

Название статьи Специфика учебных текстов для развития текстовой деятельности школь­ников в процессе изучения предметов гуманитарного цикла
Авторы Т. В. Обласова
В рубрике Гуманитарные науки в образовании
Год 2012 Номер журнала №4 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК 378.0 Индекс ББК  
Аннотация В статье предлагаются новые подходы к от­бо­ру учебных текстов в про­цес­се преподавания гуманитарных дисциплин. Их основанием является широкая трактовка учебного текста как любого текста культуры, вовлеченного в учеб­но-поз­на­ва­тель­ную деятельность и уча­ству­юще­го в ре­ше­нии предметных, метапредметных и лич­нос­тно развивающих задач. Учебный текст представлен в ка­че­стве обобщенной модели, структура и со­дер­жа­ние которой задают схему обеспечивающих понимание речемыслительных действий, и ме­ха­низ­ма смыслообразования и раз­ви­тия личности. Обосновывается отбор текстов и за­да­ний к ним в со­от­вет­ствии с це­ля­ми обучения школьников пониманию, рассматриваемому с пси­хо­лин­гвис­ти­чес­ких, психологических и гер­ме­нев­ти­чес­ких позиций, на уровнях извлечения информации и ее интерпретации в ав­тор­ском, культурном и лич­нос­тном контекстах обучающихся. Описанный подход может стать основой для разработки и струк­ту­ри­ро­ва­ния материала учебников гуманитарного цикла.
Скачать Полный текст статьи Вам доступен
Ключевые слова Учебный текст, текстовая деятельность, понимание учебного текста, критерии отбора учебных текстов.
Список цитируемой литературы

1. Ба­байло­ва А. Э. Текст как продукт, средство и объ­ект коммуникации при обучении неродному языку. Саратов: Изд‑во Саратов. ун-та, 1987. 152 с.

2. Доб­ла­ев Л. П. Ана­лиз и по­ни­ма­ние текста: метод. пособие. Саратов: Изд‑во СГУ, 1987. 69 с.

3. Дрид­зе Т. М. Тек­сто­вая деятельность в струк­ту­ре социальной коммуникации. М.: Наука, 1984.

4. За­ки­ро­ва А. Ф. Вхо­дя в гер­ме­нев­ти­чес­кий круг. Концепция педагогической герменевтики: моногр. М.: ВЛАДОС, 2011. 272 с.

5. Ионо­ва С. В. Ап­прок­си­ма­ция содержания вторичных текстов: моногр. / ВолГУ; науч. ред. В. И. Ша­хов­ский. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. 380 с.

6. Мар­темь­яно­ва Т. Ю. Ло­ги­ко-ди­дак­ти­чес­кий подход к констру­иро­ва­нию школьного учебника: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2004.

7. Со­хор А. М. Ло­ги­чес­кая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа. М.: Педагогика, 1974. 192 с.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.