Название статьи | Специфика учебных текстов для развития текстовой деятельности школьников в процессе изучения предметов гуманитарного цикла | ||||
Авторы | Т. В. Обласова | ||||
В рубрике | Гуманитарные науки в образовании | ||||
Год | 2012 | Номер журнала | №4 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | 378.0 | Индекс ББК | ||
Аннотация | В статье предлагаются новые подходы к отбору учебных текстов в процессе преподавания гуманитарных дисциплин. Их основанием является широкая трактовка учебного текста как любого текста культуры, вовлеченного в учебно-познавательную деятельность и участвующего в решении предметных, метапредметных и личностно развивающих задач. Учебный текст представлен в качестве обобщенной модели, структура и содержание которой задают схему обеспечивающих понимание речемыслительных действий, и механизма смыслообразования и развития личности. Обосновывается отбор текстов и заданий к ним в соответствии с целями обучения школьников пониманию, рассматриваемому с психолингвистических, психологических и герменевтических позиций, на уровнях извлечения информации и ее интерпретации в авторском, культурном и личностном контекстах обучающихся. Описанный подход может стать основой для разработки и структурирования материала учебников гуманитарного цикла. | ||||
Скачать | Полный текст статьи Вам доступен | ||||
Ключевые слова | Учебный текст, текстовая деятельность, понимание учебного текста, критерии отбора учебных текстов. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Бабайлова А. Э. Текст как продукт, средство и объект коммуникации при обучении неродному языку. Саратов: Изд‑во Саратов. ун-та, 1987. 152 с. 2. Доблаев Л. П. Анализ и понимание текста: метод. пособие. Саратов: Изд‑во СГУ, 1987. 69 с. 3. Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука, 1984. 4. Закирова А. Ф. Входя в герменевтический круг. Концепция педагогической герменевтики: моногр. М.: ВЛАДОС, 2011. 272 с. 5. Ионова С. В. Аппроксимация содержания вторичных текстов: моногр. / ВолГУ; науч. ред. В. И. Шаховский. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. 380 с. 6. Мартемьянова Т. Ю. Логико-дидактический подход к конструированию школьного учебника: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2004. 7. Сохор А. М. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа. М.: Педагогика, 1974. 192 с. |