Л. А. Крапивина

Название статьи Пионерский отряд «Каравелла»: взгляд сквозь призму пятидесятилетия
Авторы Л. А. Крапивина
В рубрике История педагогики
Год 2012 Номер журнала №4 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК 379.83.03–053.5 Индекс ББК  
Аннотация

Статья посвящена пятидесятилетнему периоду существования детской организации, созданной известным писателем Владиславом Крапивиным. На примере деятельности экспериментального пионерского отряда «Каравелла» обозначены способы системного включения подростков в жиз­не­де­ятель­ность большого разновозрастного сообщества людей – носителей определенных нравственно-эти­чес­ких идей и цен­нос­тей. Показан процесс эволюции воспитательной системы в «Каравелле», которая нацелена на создание условий для развития в че­ло­ве­ке активности, эмпатии, креативности, самостоятельности, чувства собственного достоинства, эмоциональной и ин­тел­лек­ту­аль­ной независимости, включенности в нас­то­ящее. Представлены скрытые и яв­ные факторы, влияющие на создание духа организации. Проанализированы сложившиеся за долгие годы система психологической поддержки детей и взрос­лых; формы организации жизни, включающие романтически приподнятые, пафосно-ге­ро­ичес­кие, гражданско-пат­ри­оти­чес­кие знаково-сим­во­ли­чес­кие ряды; система карьерного роста, связанная с иерар­хией званий и дол­жнос­тей; система коллективного законодательства и сов­мес­тно­го управления; программно-ме­то­ди­чес­кое и ме­то­до­ло­ги­чес­кое обеспечение, а так­же система подготовки собственных педагогических кадров и др.

Программы «Каравеллы» основаны на том, что для подростков ценным является прежде всего личностно-зна­чи­мое знание. В под­рос­тко­вом и юно­шес­ком возрасте велика потребность в са­мо­ак­ту­али­за­ции. Только благодаря собственному опыту, обретенному в ре­аль­ных жизненных условиях, подросток формируется как личность. Результаты многолетней работы уникальной детской организации актуальны и по­ка­за­тель­ны для тех, кто занимается эмоционально-нрав­ствен­ным воспитанием и со­ци­али­за­цией современного подрастающего поколения.

Скачать Полный текст статьи Вам доступен
Ключевые слова Воспитательная система, эмоционально-нрав­ствен­ный стержень личности, потенциал невидимых активов, диалог поколений, добровольность, демократия, дисциплина, свобода выбора, массовая детская организация, пионерское движение.
Список цитируемой литературы

1. Амо­наш­ви­ли Ш. А. По­че­му не прожить нам жизнь героями духа. М.: Издат. дом Шалвы Амонашвили, 2003. 64 с.

2. Ива­нов И. П. Ме­то­ди­ка коммунарского воспитания. М.: Просвещение, 1990. 144 с.

3. Газ­ман О. С. Нек­лас­си­чес­кое воспитание. От авторитарной педагогики к пе­да­го­ги­ке свободы. М.: МИРОС, 2002. 296 с.

4. Ка­ра­ков­ский В. А. Пу­ти формирования школьного ученического коллектива. М.: Знание, 1978.

5. Кра­пи­вин В. П. Стру­на и люс­тра. М.: Эксмо, 2007. С. 317–454.

6. Кра­пи­ви­на Л. А. Идея ценности детства в ли­те­ра­тур­ном и пе­да­го­ги­чес­ком творчестве писателя Владислава Крапивина // Изв. Урал. ун‑та. 2009. № 1. С. 216–220.

7. Кра­пи­ви­на Л. А. При­чи­ны кризиса скаутских патрулей, дружин и пи­онер­ских отрядов в Рос­сии в на­ча­ле ХХ века // Педагогика. 2010. № 3. С. 62–70.

8. Кра­пи­ви­на Л. А. Ор­га­ни­за­ция межвозрастной коммуникации подростков в вос­пи­та­тель­ной системе разновозрастного объединения // Вузы культуры и ис­кусств в ми­ро­вом образовательном пространстве: Культурное разнообразие во имя диалога и раз­ви­тия: материалы междунар. симпозиума. Франция, Париж, 3–9 окт. 2010 г. С. 275–282.

9. Кра­пи­ви­на Л. А.  // Образование и на­ука. Изв. УрО РАО. 2011. № 4 (83). С. 123–133.

10. Кра­пи­ви­на Л. А. Пе­да­го­ги­чес­кое сопровождение разновозрастных молодежных групп в ин­фор­ма­ци­он­ном мире // Социальное образование XXI в.: проблемы и пер­спек­ти­вы: материалы III Все­рос. соц. пед. чтений им. Б. И. Лив­ши­ца. 10–11.11.2011. Екатеринбург: Изд‑во УрГПУ, 2011. Ч. 1. С. 273–282.

11. Лу­тош­кин А. Н. Эмо­ци­ональ­ные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988. 125 с.

12. Ма­ка­рен­ко А. С. Соч.: в 7 т. М.: Изд‑во акад. пед. наук, 1958. Т. 5: Общие вопросы теории педагогики. 560 с.

13. Су­хом­лин­ский В. А. Как воспитать настоящего человека. М: Педагогика, 1990. 288 с.

14. Тол­стой Л. Н. Соб­ра­ние сочинений: в 22 т. М.: Худож. лит., 1983. Т. 16. С. 7–105.

15. Шац­кий С. Т. Из­бран­ные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т. 1. 304 с.

16. Krapivina L. Pedagogical support for multi-age groups of young people in the information world // ICERI 2011, materials of 4th international conference on education, scientific studies and innovations. Madrid, Spain, 14–16. 11.2011. С. 003199–003203. URL: http://www.iated.org/concrete2/ paper_detail.php?paper_id=20018.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.