Название статьи | Пионерский отряд «Каравелла»: взгляд сквозь призму пятидесятилетия | ||||
Авторы | Л. А. Крапивина | ||||
В рубрике | История педагогики | ||||
Год | 2012 | Номер журнала | №4 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | 379.83.03–053.5 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Статья посвящена пятидесятилетнему периоду существования детской организации, созданной известным писателем Владиславом Крапивиным. На примере деятельности экспериментального пионерского отряда «Каравелла» обозначены способы системного включения подростков в жизнедеятельность большого разновозрастного сообщества людей – носителей определенных нравственно-этических идей и ценностей. Показан процесс эволюции воспитательной системы в «Каравелле», которая нацелена на создание условий для развития в человеке активности, эмпатии, креативности, самостоятельности, чувства собственного достоинства, эмоциональной и интеллектуальной независимости, включенности в настоящее. Представлены скрытые и явные факторы, влияющие на создание духа организации. Проанализированы сложившиеся за долгие годы система психологической поддержки детей и взрослых; формы организации жизни, включающие романтически приподнятые, пафосно-героические, гражданско-патриотические знаково-символические ряды; система карьерного роста, связанная с иерархией званий и должностей; система коллективного законодательства и совместного управления; программно-методическое и методологическое обеспечение, а также система подготовки собственных педагогических кадров и др. Программы «Каравеллы» основаны на том, что для подростков ценным является прежде всего личностно-значимое знание. В подростковом и юношеском возрасте велика потребность в самоактуализации. Только благодаря собственному опыту, обретенному в реальных жизненных условиях, подросток формируется как личность. Результаты многолетней работы уникальной детской организации актуальны и показательны для тех, кто занимается эмоционально-нравственным воспитанием и социализацией современного подрастающего поколения. |
||||
Скачать | Полный текст статьи Вам доступен | ||||
Ключевые слова | Воспитательная система, эмоционально-нравственный стержень личности, потенциал невидимых активов, диалог поколений, добровольность, демократия, дисциплина, свобода выбора, массовая детская организация, пионерское движение. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Амонашвили Ш. А. Почему не прожить нам жизнь героями духа. М.: Издат. дом Шалвы Амонашвили, 2003. 64 с. 2. Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания. М.: Просвещение, 1990. 144 с. 3. Газман О. С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002. 296 с. 4. Караковский В. А. Пути формирования школьного ученического коллектива. М.: Знание, 1978. 5. Крапивин В. П. Струна и люстра. М.: Эксмо, 2007. С. 317–454. 6. Крапивина Л. А. Идея ценности детства в литературном и педагогическом творчестве писателя Владислава Крапивина // Изв. Урал. ун‑та. 2009. № 1. С. 216–220. 7. Крапивина Л. А. Причины кризиса скаутских патрулей, дружин и пионерских отрядов в России в начале ХХ века // Педагогика. 2010. № 3. С. 62–70. 8. Крапивина Л. А. Организация межвозрастной коммуникации подростков в воспитательной системе разновозрастного объединения // Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве: Культурное разнообразие во имя диалога и развития: материалы междунар. симпозиума. Франция, Париж, 3–9 окт. 2010 г. С. 275–282. 9. Крапивина Л. А. // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2011. № 4 (83). С. 123–133. 10. Крапивина Л. А. Педагогическое сопровождение разновозрастных молодежных групп в информационном мире // Социальное образование XXI в.: проблемы и перспективы: материалы III Всерос. соц. пед. чтений им. Б. И. Лившица. 10–11.11.2011. Екатеринбург: Изд‑во УрГПУ, 2011. Ч. 1. С. 273–282. 11. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988. 125 с. 12. Макаренко А. С. Соч.: в 7 т. М.: Изд‑во акад. пед. наук, 1958. Т. 5: Общие вопросы теории педагогики. 560 с. 13. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. М: Педагогика, 1990. 288 с. 14. Толстой Л. Н. Собрание сочинений: в 22 т. М.: Худож. лит., 1983. Т. 16. С. 7–105. 15. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т. 1. 304 с. 16. Krapivina L. Pedagogical support for multi-age groups of young people in the information world // ICERI 2011, materials of 4th international conference on education, scientific studies and innovations. Madrid, Spain, 14–16. 11.2011. С. 003199–003203. URL: http://www.iated.org/concrete2/ paper_detail.php?paper_id=20018. |