Ю. В. Андреева

Название статьи Создание ситуации успеха как воплощение идеи оптимизма: педагогичес­кая интерпретация теории М. Зелигмана
Авторы Ю. В. Андреева
В рубрике Психологические исследования
Год 2012 Номер журнала №4 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК 37.0 Индекс ББК  
Аннотация

В статье говорится о теории оптимизма Мартина Зелигмана, которую можно применять для создания модели положительного эмоционального реагирования и ис­поль­зо­вать для повышения эффективности учебного процесса. Разделяя мнение современного американского психолога и фи­ло­со­фа о том, что оптимизм как «благоприобретенный навык» влияет на успеваемость школьников, автор предлагает поддерживать уверенность учащихся в се­бе путем создания ситуаций успеха, в ко­то­рых рассматриваемое личностное качество развивается и рас­кры­ва­ет­ся наиболее полно. Ситуация успеха представлена и как ведущий фактор, и как педагогическое условие, а так­же как технологическая основа воспитания оптимизма. Воспитательное значение успешности обусловлено тем, что без доказательств невозможно изменить мировосприятие – надежда должна иметь основания в ви­де реального результата, достигнутого своими силами. Крушение желания учиться – самая серьезная проблема обучения. Чтобы этого не случилось, ребенку необходимо помогать добиться значимых результатов в учеб­ной деятельности.

Приводится описание педагогических приемов, которые помогают сформировать мотивацию к пре­одо­ле­нию трудностей на пути к ус­пе­ху; снять страх перед ними; оказать подросткам действенную помощь и эмо­ци­ональ­ную поддержку. По мнению автора, ситуация успеха является не только временным педагогическим средством, но и спо­со­бом обретения оптимистического мировосприятия, которое позволит учащимся самостоятельно, без педагогической поддержки, разрешать сложные учебные ситуации и до­би­вать­ся желаемых результатов.

Скачать Полный текст статьи Вам доступен
Ключевые слова Оптимизм, ситуация успеха, успеваемость школьников.
Список цитируемой литературы

1. Ан­дре­ева Ю. В. Соз­да­ние ситуации успеха в учеб­ной деятельности подростков: дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 173 с.

2. Бел­кин А. С. Си­ту­ация успеха: Кн. для учителя. Екатеринбург, 1997. 185 с.

3. Зе­лиг­ман М. Как научиться оптимизму. М: Вече, 1997. С. 261–262.

4. Пи­тю­ков В. Ю. Ос­но­вы педагогической технологии: учеб.-практ. пособие. 2‑е изд., испр. и доп. М.: Гном-Пресс, Моск. город. пед. о‑во, 1999. 192 с.

5. Ро­мек В. Г. Те­ория выученной беспомощности Мартина Селигмана // Журн. практ. психолога. 2000. № 3–4. С. 218–235.

6. Щур­ко­ва Н. Е. Прак­ти­кум по педагогической технологии. М.: Пед. о‑во России, 1998. 250 с.

7. Seligman M. E.P. Learned Optimism. N. Y.: Knopf, 1991.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.