Название статьи | Создание ситуации успеха как воплощение идеи оптимизма: педагогическая интерпретация теории М. Зелигмана | ||||
Авторы | Ю. В. Андреева | ||||
В рубрике | Психологические исследования | ||||
Год | 2012 | Номер журнала | №4 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | 37.0 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
В статье говорится о теории оптимизма Мартина Зелигмана, которую можно применять для создания модели положительного эмоционального реагирования и использовать для повышения эффективности учебного процесса. Разделяя мнение современного американского психолога и философа о том, что оптимизм как «благоприобретенный навык» влияет на успеваемость школьников, автор предлагает поддерживать уверенность учащихся в себе путем создания ситуаций успеха, в которых рассматриваемое личностное качество развивается и раскрывается наиболее полно. Ситуация успеха представлена и как ведущий фактор, и как педагогическое условие, а также как технологическая основа воспитания оптимизма. Воспитательное значение успешности обусловлено тем, что без доказательств невозможно изменить мировосприятие – надежда должна иметь основания в виде реального результата, достигнутого своими силами. Крушение желания учиться – самая серьезная проблема обучения. Чтобы этого не случилось, ребенку необходимо помогать добиться значимых результатов в учебной деятельности. Приводится описание педагогических приемов, которые помогают сформировать мотивацию к преодолению трудностей на пути к успеху; снять страх перед ними; оказать подросткам действенную помощь и эмоциональную поддержку. По мнению автора, ситуация успеха является не только временным педагогическим средством, но и способом обретения оптимистического мировосприятия, которое позволит учащимся самостоятельно, без педагогической поддержки, разрешать сложные учебные ситуации и добиваться желаемых результатов. |
||||
Скачать | Полный текст статьи Вам доступен | ||||
Ключевые слова | Оптимизм, ситуация успеха, успеваемость школьников. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Андреева Ю. В. Создание ситуации успеха в учебной деятельности подростков: дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 173 с. 2. Белкин А. С. Ситуация успеха: Кн. для учителя. Екатеринбург, 1997. 185 с. 3. Зелигман М. Как научиться оптимизму. М: Вече, 1997. С. 261–262. 4. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии: учеб.-практ. пособие. 2‑е изд., испр. и доп. М.: Гном-Пресс, Моск. город. пед. о‑во, 1999. 192 с. 5. Ромек В. Г. Теория выученной беспомощности Мартина Селигмана // Журн. практ. психолога. 2000. № 3–4. С. 218–235. 6. Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Пед. о‑во России, 1998. 250 с. 7. Seligman M. E.P. Learned Optimism. N. Y.: Knopf, 1991. |