Шмигирилова Ирина Борисовна

Название статьи Познавательная компетентность в аспекте познавательной самостоятельности и познавательной активности
Авторы Шмигирилова Ирина Борисовна
В рубрике КОНСУЛЬТАЦИИ
Год 2014 Номер журнала №7 Страницы 134
Тип статьи   Индекс УДК УДК 372.8:51 Индекс ББК  
Аннотация

Цель статьи – установить сущность понятия «познавательная компетентность» на основе его сравнения с по­ня­ти­ями познавательной самостоятельности и поз­на­ва­тель­ной активности.

Методы: теоретические – анализ психолого-пе­да­го­ги­чес­кой и ме­то­ди­чес­кой литературы по проблеме формирования познавательной компетентности, обобщение педагогического опыта; эмпирические – непосредственное наблюдение за ходом учебного процесса в сред­них школах, беседы с учи­те­ля­ми и уча­щи­ми­ся школ.

Результаты: выявлены смысловые пересечения познавательной компетентности, самостоятельности и ак­тив­нос­ти, а также их отличительные особен­ности. Раскрыта значимость познавательной компетентности как адаптационного механизма в си­ту­аци­ях неопределенности и нес­та­биль­нос­ти.

Научная новизна исследования: уточнено понятие познавательной компетентности как многокомпонентной системной характеристики личности.

Практическая значимость работы: результаты исследования могут быть использованы специалистами в об­лас­ти дидактики для разработки технологий формирования познавательной компетентности школьников.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова познавательная компетентность личности, познавательная самостоятельность, познавательная активность.
Список цитируемой литературы

1. Арис­то­ва Л. П. Ак­тив­ность учения школьника. Москва: Просвещение, 1968. 138 с.

2. Га­не­лин Ш. И. Обу­че­ние и вос­пи­та­ние школьника. Вопросы активности и са­мос­то­ятель­нос­ти в учеб­но-вос­пи­та­тель­ном процессе. Ленинград: ЛТУ, 1982. 250 с.

3. Гу­се­ва Т. А. Пси­хо­ди­аг­нос­ти­чес­кие методы исследования познавательной активности в кон­тек­сте системного подхода // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2008. Вып. 9. С. 9–15.

4. Дайри Н. Г. Обу­че­ние истории в стар­ших классах: познавательная активность учащихся и эф­фек­тив­ность обучения. Москва: Просвещение, 1966. 437 с.

5. Да­ни­лов М. А. Струк­тур­но-сис­тем­ные исследования педагогических явлений и про­цес­сов // Советская педагогика. 1971. № 1. С. 73–95.

6. Дроб­чик Т. Ю., Невзоров Б. П. Оп­ре­де­ле­ние термина «познавательная самостоятельность» в си­нер­ге­ти­чес­ком подходе к ор­га­ни­за­ции образовательного процесса // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 5. С. 137–144.

7. Ива­но­ва Т. В. Фор­ми­ро­ва­ние познавательной самостоятельности студентов как ключевой профессиональной компетенции // Среднее профессиональное образование. 2013. № 4. С. 17–19.

8. Ка­лаш­ни­ко­ва И. В. Раз­ви­тие познавательной самостоятельности студентов в про­цес­се изучения математических дисциплин: дис. … канд. пед. наук. Барнаул, 2004. 173 с.

9. Крас­нов­ский Э. А. Ак­ти­ви­за­ция учебного познания // Советская педагогика. 1989. № 5. С. 9–15.

10. Ку­лют­кин Ю. Н. Ум­ствен­ная самостоятельность учащихся и проб­ле­мы ее развития. Москва, 1986. 94 с.

11. Ку­ха­рев Н. В. Фор­ми­ро­ва­ние умственной самостоятельности. Минск, 1972. 144 с.

12. Леф­те­ро­ва Т. В. Учеб­ная самостоятельность школьников как фактор повышения эффективности их самообразовательной деятельности: дис. … канд. пед. наук. Сургут, 2000. 175 с.

13. Мед­ве­дев И. В. Кон­цеп­ция самообразования: основные понятия и струк­ту­ра // Образование и на­ука. 2012. № 2. С. 32–42.

14. Мок­ши­на Н. Г. Кри­те­рии сформированности познавательной активности студентов [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/128253462955625000/Default.aspx.

15. Ор­лов В. И. Ак­тив­ность и са­мос­то­ятель­ность учащихся // Педагогика. 1998. № 3. С. 44–48.

16. Пе­да­го­ги­чес­кий энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.вокабула.рф/словари/педагогический-эн­цик­ло­пе­ди­чес­кий-словарь/активность-лич­нос­ти.

17. Пет­ров­ский А. В. Лич­ность. Деятельность. Коллектив. Москва: Политиздат, 1982. 255 с.

18. По­лов­ни­ко­ва Н. А. Ис­сле­до­ва­ние процесса формирования познавательной самостоятельности школьников в обу­че­нии: дис. … д‑ра пед. наук, Казань, 1976. 483 с.

19. Пус­то­войтов В. Н. Те­ория и прак­ти­ка формирования познавательной компетентности старшеклассников в про­цес­се обучения математике: дис. … д‑ра пед. наук. Москва, 2013. 426 с.

20. Рос­то­вец­кая Л. А. Са­мос­то­ятель­ность личности в поз­на­нии и об­ще­нии. Ростов н/Д., 1975. 297 с.

21. Са­ран­цев Г. И. Поз­на­ва­тель­ная самостоятельность будущего учителя // Педагогика. 1995. № 4. С. 63–66.

22. Хар­ла­мов И. Ф. Как активизировать учение школьников: дидактические очерки. Минск. 1975. 35 с.

23. Хлес­то­ва Е. Д. Фор­ми­ро­ва­ние ключевых компетенций познавательной активности современного подростка: автореф. дис. … канд. психол. наук. Москва, 2009. 26 с.

24. Цу­кер­ман Г. А., Вен­гер А. Л. Раз­ви­тие учебной самостоятельности. Мо­с­ква: ОИРО, 2010. 432 с.

25. Шми­ги­ри­ло­ва И. Б. Поз­на­ва­тель­ная компетентность как система требований к лич­нос­ти выпускника средней школы // Вестник Челябинского педагогического государственного университета, Челябинск, 2012. № 5. С. 209–221.

26. Щу­ки­на Г. И. Ак­ти­ви­за­ция познавательной деятельности учащихся в учеб­ном процессе: учеб. пособие. Москва: Просвещение, 1979. 160 с.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.