Бенин Владислав Львович

Название статьи Нужна ли педагогике постнеклассическая методология?
Авторы Бенин Владислав Львович
В рубрике ДИСКУССИИ
Год 2014 Номер журнала №7 Страницы 115
Тип статьи   Индекс УДК УДК 37. 012 Индекс ББК  
Аннотация

Цель публикации – продолжение дискуссии, начатой статьей Ю. В. Ла­ри­на «Образование в по­ис­ках принципа сообразности»[1], о сов­ре­мен­ной методологии педагогической науки; определение критериев принципа культуросообразности и гра­ниц применимости постнеклассических подходов в гу­ма­ни­тар­ном знании.

Методы, использованные автором работы: анализ существующих точек зрения; формализация характеристик постнеклассической науки; рефлексия педагогического принципа культуросообразности.

Результаты: показано, что постепенная дефундаментализация науки создает предпосылки к раз­мы­ва­нию ее методологических оснований. Нередко исследователь идет не от методологии, а от набора инструментария. В си­ту­ации, когда предмет становится все более междисциплинарным, исследователь вынужден интегрировать методики и ме­то­ды, что вызывает размывание методологии в еще большей степени.

Научная новизна: систематизированы и экстра­по­ли­ро­ва­ны на гуманитарную сферу основные характеристики постнеклассической науки, на основе чего сформулирован вывод: по причине утраты методологической ясности и фун­да­мен­таль­нос­ти образования снижается качество подготовки исследователей; следствием агрессивных форм вульгаризации науки является стихийное развитие клиповой методологии.

Практическая значимость: использование результатов исследования позволяет активизировать теоретико-ме­то­до­ло­ги­чес­кую составляющую образовательной деятельности по программам подготовки научно-пе­да­го­ги­чес­ких кадров как в ас­пи­ран­ту­ре, так и при самообразовании.



[1] См.: «Образованеи и наука» № 1, 2014.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова образование, культура, ценности, постнеклассическая наука, педагогика.
Список цитируемой литературы

1. Бе­нин В. Л. Пе­да­го­ги­ка эпохи постнеклассической науки // Образование и на­ука. 2012. № 6. С. 122–135.

2. Бе­нин В. Л., Фролов О. В. Куль­тур­ная составляющая компетентностного подхода // Понятийный аппарат педагогики и об­ра­зо­ва­ния: сборник научных трудов / отв. ред. Е. В. Тка­чен­ко, М. А. Га­ла­гу­зо­ва. Вып. 7. Екатеринбург: СВ‑96, 2012. С. 117–125.

3. Видт И. Е. Куль­ту­ро­ло­ги­чес­кие основы образования. Тюмень: Тюменский университет, 2002. 164 с.

4. Гон­ча­ров С. З. Куль­ту­ра – креативная основа образования // Образование и на­ука. 2014. № 2. С. 73–84.

5. Жу­ко­ва Е. Д. Куль­ту­ро­ло­ги­чес­кая компетентность как основная составляющая процесса социализации личности педагога // Культура и об­ра­зо­ва­ние. Вып. 4. Уфа: БГПУ, 2002. С. 45–52.

6. Заг­вя­зин­ский В. И. Ос­нов­ные контуры стратегии развития российского образования в на­ча­ле XXI ве­ка и ре­ги­ональ­ные образовательные проекты // Образование и на­ука. 2000. № 2. С. 8–15.

7. Иг­на­то­ва В. А. Со­ци­окуль­тур­ная динамика и об­ра­зо­ва­ние в кон­тек­сте постнеклассической наука // Образование и на­ука. 2012. № 6. С. 107–121.

8. Кра­ев­ский В. В. Проб­ле­ма разработки образовательных стандартов в кон­тек­сте модернизации образования // Модернизация образования: проблемы и пер­спек­ти­вы. Оренбург: ОГПУ, 2002. Ч. 1. С. 44–55.

9. Ла­рин Ю. В. Об­ра­зо­ва­ние в по­ис­ках принципа сообразности // Образование и на­ука. 2014. № 1. С. 3–28.

10. Ле­ви­тан К. М. Пе­да­го­ги­чес­кая деонтология. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 272 с.

11. Ни­ки­фо­ров А. Ре­во­лю­ция в те­ории познания? // Общественные науки и сов­ре­мен­ность. 1995. № 4. С. 113–116.

12. Ор­ло­ва З. Н. Куль­ту­ра и ан­ти­куль­ту­ра в про­цес­се социализации личности: дис. … канд. филос. наук. Нижний Новгород, 2004. 185 с.

13. Сте­па­нов Ю. С. Кон­стан­ты: Словарь русской культуры. Москва: Академический проект, 2001. 990 с.

14. Хо­рош­ке­вич Н. Г. Ис­сле­до­ва­ние понятия «культура» в сло­вар­ной литературе // Культура, личность, общество в сов­ре­мен­ном мире: методология, опыт эмпирического исследования. Памяти профессора Л. Н. Ко­га­на: материалы XVII Меж­ду­на­род­ной конференции. Екатеринбург: УрФУ, 2014. С. 332–339.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.