Название статьи | Нужна ли педагогике постнеклассическая методология? | ||||
Авторы | Бенин Владислав Львович | ||||
В рубрике | ДИСКУССИИ | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №7 | Страницы | 115 |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 37. 012 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Цель публикации – продолжение дискуссии, начатой статьей Ю. В. Ларина «Образование в поисках принципа сообразности»[1], о современной методологии педагогической науки; определение критериев принципа культуросообразности и границ применимости постнеклассических подходов в гуманитарном знании. Методы, использованные автором работы: анализ существующих точек зрения; формализация характеристик постнеклассической науки; рефлексия педагогического принципа культуросообразности. Результаты: показано, что постепенная дефундаментализация науки создает предпосылки к размыванию ее методологических оснований. Нередко исследователь идет не от методологии, а от набора инструментария. В ситуации, когда предмет становится все более междисциплинарным, исследователь вынужден интегрировать методики и методы, что вызывает размывание методологии в еще большей степени. Научная новизна: систематизированы и экстраполированы на гуманитарную сферу основные характеристики постнеклассической науки, на основе чего сформулирован вывод: по причине утраты методологической ясности и фундаментальности образования снижается качество подготовки исследователей; следствием агрессивных форм вульгаризации науки является стихийное развитие клиповой методологии. Практическая значимость: использование результатов исследования позволяет активизировать теоретико-методологическую составляющую образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров как в аспирантуре, так и при самообразовании. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | образование, культура, ценности, постнеклассическая наука, педагогика. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Бенин В. Л. Педагогика эпохи постнеклассической науки // Образование и наука. 2012. № 6. С. 122–135. 2. Бенин В. Л., Фролов О. В. Культурная составляющая компетентностного подхода // Понятийный аппарат педагогики и образования: сборник научных трудов / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. Вып. 7. Екатеринбург: СВ‑96, 2012. С. 117–125. 3. Видт И. Е. Культурологические основы образования. Тюмень: Тюменский университет, 2002. 164 с. 4. Гончаров С. З. Культура – креативная основа образования // Образование и наука. 2014. № 2. С. 73–84. 5. Жукова Е. Д. Культурологическая компетентность как основная составляющая процесса социализации личности педагога // Культура и образование. Вып. 4. Уфа: БГПУ, 2002. С. 45–52. 6. Загвязинский В. И. Основные контуры стратегии развития российского образования в начале XXI века и региональные образовательные проекты // Образование и наука. 2000. № 2. С. 8–15. 7. Игнатова В. А. Социокультурная динамика и образование в контексте постнеклассической наука // Образование и наука. 2012. № 6. С. 107–121. 8. Краевский В. В. Проблема разработки образовательных стандартов в контексте модернизации образования // Модернизация образования: проблемы и перспективы. Оренбург: ОГПУ, 2002. Ч. 1. С. 44–55. 9. Ларин Ю. В. Образование в поисках принципа сообразности // Образование и наука. 2014. № 1. С. 3–28. 10. Левитан К. М. Педагогическая деонтология. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 272 с. 11. Никифоров А. Революция в теории познания? // Общественные науки и современность. 1995. № 4. С. 113–116. 12. Орлова З. Н. Культура и антикультура в процессе социализации личности: дис. … канд. филос. наук. Нижний Новгород, 2004. 185 с. 13. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. Москва: Академический проект, 2001. 990 с. 14. Хорошкевич Н. Г. Исследование понятия «культура» в словарной литературе // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. Памяти профессора Л. Н. Когана: материалы XVII Международной конференции. Екатеринбург: УрФУ, 2014. С. 332–339. |