Название статьи | Исследование ценностных ориентаций студентов в условиях профессионально-образовательного пространства вуза[1] | ||||
Авторы | Жданова Наталья Евгеньевна | ||||
В рубрике | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №7 | Страницы | 75 |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 316/37 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Цель работы – исследование сложной, развивающейся системы ценностных ориентаций на этапе социально-профессионального становления личности в условиях образовательного процесса высшего учебного заведения. Методы. Диагностика ценностной сферы осуществлялась с помощью морфологического теста жизненных ценностей (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина) и методики диагностики реальной структуры ценностных ориентаций (С. С. Бубнова). Результаты. Показано, что профессиональное образовательное пространство обладает большим потенциалом для целенаправленного формирования подобных ценностей в силу наличия организованных процессов обучения, воспитания и развития; а также обусловливает проектирование психолого-педагогических технологий формирования ценностей в условиях образовательной среды. Обнаружена взаимосвязь между способностью жить в настоящем, гибкостью поведения, самопониманием и принятием агрессии и такими ценностями, как семья, материальное положение, достижения, социальные контакты, креативность. Научная новизна заключается в выявлении динамики развития ценностных ориентаций студентов на протяжении процесса обучения с учетом гендерных различий. Практическая значимость. Выявленные особенности развития ценностных ориентаций студентов могут быть использованы при планировании содержания внеучебных воспитательных мероприятий и учебных занятий. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | ценности, ценностная сфера, профессионально-образовательное пространство, студенчество. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Алексеев В. Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. Москва, 2003. 186 с. 2. Ихсанова Д. Т. Развитие ценностных ориентаций студентов в процессе адаптации к обучению в высшем учебном заведении: дис. … канд. психолог. наук. Алматы, 2010. 298 с. 3. Каширский Д. В. Влияние отдельных факторов на становление системы ценностей в юношеском возрасте // Психология XXI века. Петербург, 2001. 4. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учебное пособие для студентов вузов. С.-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. С.-Петербург, 2000. 508 с. 5. Мерзлякова С. В. Ценностные ориентации современных студентов // Психология образования: проблемы и перспективы: материалы 1‑й Международной научно-практической конференции. Москва, 2004. 456 с. 6. Молчанова Е. В. Проблема ценностных ориентаций личности в структуре самосознания: дис. … канд. философ. наук. Чебоксары, 2011. 314 с. 7. Чижо Н. Ю. Ценностно-смысловая сфера личности студентов вузов с разным типом отношения к профессии: дис. … канд. психолог. наук. Саратов, 2011. 255 с. [1] Статья публикуется в авторской редакции. |