Название статьи | Становление институциональных форм ремесленного обучения в уральском регионе в XVII–XVIII вв.[1] | ||||
Авторы | Моисеев А. В., Ефанов А. В. | ||||
В рубрике | ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №7 | Страницы | 103 |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 377.35 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Цель статьи – показать особенности обучения ремесленным видам деятельности на Урале в XVII–XVIII вв. и выявить возможность использования историко-педагогического наследия ремесленных школ в современной системе профессионального образования. Методы: теоретические – историко-генетический и сравнительный анализ историко-педагогической литературы, систематизация и обобщение выявленных тенденций и особенностей развития ремесленного образования; эмпирические – сбор и накопление фактологического материала; анализ источников, их систематизация и классификация. Результаты. Раскрыта специфика передачи профессионального опыта и мастерства в ремесленных школах уральского региона в XVII–XVIII вв. Рассмотрены ключевые компоненты системы ремесленного обучения, в ходе реализации которых достигалось развитие способностей обучающихся к предметно-практической деятельности. Научная новизна. Предложена структура историко-педагогического наследия ремесленного образования, включающая целевой, аксиологический, регулятивный и технологический компоненты. Практическая значимость. Выявленные особенности подготовки по ремесленным видам деятельности, сформировавшиеся в прошлом в Уральском регионе, могут быть использованы в современных условиях при проектировании и реализации образовательных программ по ремесленным видам деятельности. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | ремесленные профессии, ремесленные школы Урала, ремесленное обучение, историко-педагогическое наследие. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. ГАСО. Ф. 643. Оп. 1. Д. 302. Л. 1, 2. 2. Гончаров С. З. Креативность ремесленной деятельности // III Худояровские чтения. Н. Тагил: Медиа-Принт, 2008. С. 14–16. 3. Горнозаводские школы как феномен русской педагогической культуры / Н. К. Чапаев [и др.]. Екатеринбург: РГППУ, 2008. 196 с. 4. Грибенюк Г. Г. Педагогические условия формирования социальной компетентности обучающихся горнозаводских школ Урала // Педагогическое образование в России. 2008. № 1 (2). С. 60–62. 5. Днепров С. А., Максяшин А. С. Генезис художественного образования в области изобразительного искусства Урала (методология, история и перспективы) // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2007. № 6 (48). С. 89–100. 6. Днепров С. А., Максяшин А. С. Художественное образование в области изобразительного искусства Урала как зеркало модернизаций XVIII–XX вв. // Педагогическое образование в России. 2010. № 2 (9). С. 6–15. 7. Заводской устав В. Н. Татищева (1734–1736 гг.) // Горный журнал. С.-Петербург, 1831. Ч. 3. Кн. 9. С. 316–319. 8. Инструкция В. Н. Татищева о порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах // Исторический архив. Москва, 1950. Т. V. С. 166–178. 9. Романцев Г. М., Ефанов А. В. Ремесленники XXI века: впереди эпоха Ренессанса // Аккредитация в образовании. 2012. № 12 (60). С. 62–64. 10. Силонова О. Н. Крепостные художники Демидовых. Училище живописи. Худояровы. XVIII–XIX вв. Из истории подготовки специалистов художественных и художественно-ремесленных профессий Демидовыми. Екатеринбург: Баско, 2007. 416 с. 11. Чапаев Н. К. Реинтегративная миссия ремесленного образования // Становление и развитие ремесленничества и профессионального ремесленного образования в России. Екатеринбург: РГППУ, 2011. С. 285–291. [1] Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации, проект № 2014/393 «Теоретические и технологические основы возрождения социального слоя ремесленников-предпринимателей в России». |