Моисеев А. В., Ефанов А. В.

Название статьи Становление институциональных форм ремесленного обучения в уральском регионе в XVII–XVIII вв.[1]
Авторы Моисеев А. В., Ефанов А. В.
В рубрике ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Год 2014 Номер журнала №7 Страницы 103
Тип статьи   Индекс УДК УДК 377.35 Индекс ББК  
Аннотация

Цель статьи – показать особенности обучения ремесленным видам деятельности на Урале в XVII–XVIII вв. и вы­явить возможность использования историко-пе­да­го­ги­чес­ко­го наследия ремесленных школ в сов­ре­мен­ной системе профессионального образования.

Методы: теоретические – историко-ге­не­ти­чес­кий и срав­ни­тель­ный анализ историко-пе­да­го­ги­чес­кой литературы, систематизация и обоб­ще­ние выявленных тенденций и осо­бен­нос­тей развития ремесленного образования; эмпирические – сбор и на­коп­ле­ние фактологического материала; анализ источников, их систематизация и клас­си­фи­ка­ция.

Результаты. Раскрыта специфика передачи профессионального опыта и мас­тер­ства в ре­мес­лен­ных школах уральского региона в XVII–XVIII вв. Рассмотрены ключевые компоненты системы ремесленного обучения, в хо­де реализации которых достигалось развитие способностей обучающихся к пред­мет­но-прак­ти­чес­кой деятельности.

Научная новизна. Предложена структура историко-пе­да­го­ги­чес­ко­го наследия ремесленного образования, включающая целевой, аксиологический, регулятивный и тех­но­ло­ги­чес­кий компоненты.

Практическая значимость. Выявленные особенности подготовки по ремесленным видам деятельности, сформировавшиеся в прош­лом в Ураль­ском регионе, могут быть использованы в сов­ре­мен­ных условиях при проектировании и ре­али­за­ции образовательных программ по ремесленным видам деятельности.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова ремесленные профессии, ремесленные школы Урала, ремесленное обучение, историко-пе­да­го­ги­чес­кое наследие.
Список цитируемой литературы

1. ГА­СО. Ф. 643. Оп. 1. Д. 302. Л. 1, 2.

2. Гон­ча­ров С. З. Кре­атив­ность ремесленной деятельности // III Ху­до­яров­ские чтения. Н. Та­гил: Медиа-Принт, 2008. С. 14–16.

3. Гор­но­за­вод­ские школы как феномен русской педагогической культуры / Н. К. Ча­па­ев [и др.]. Екатеринбург: РГППУ, 2008. 196 с.

4. Гри­бе­нюк Г. Г. Пе­да­го­ги­чес­кие условия формирования социальной компетентности обучающихся горнозаводских школ Урала // Педагогическое образование в Рос­сии. 2008. № 1 (2). С. 60–62.

5. Днеп­ров С. А., Максяшин А. С. Ге­не­зис художественного образования в об­лас­ти изобразительного искусства Урала (методология, история и пер­спек­ти­вы) // Образование и на­ука. Изв. УрО РАО. 2007. № 6 (48). С. 89–100.

6. Днеп­ров С. А., Максяшин А. С. Ху­до­же­ствен­ное образование в об­лас­ти изобразительного искусства Урала как зеркало модернизаций XVIII–XX вв. // Педагогическое образование в Рос­сии. 2010. № 2 (9). С. 6–15.

7. За­вод­ской устав В. Н. Та­ти­ще­ва (1734–1736 гг.) // Горный журнал. С.-Пе­тер­бург, 1831. Ч. 3. Кн. 9. С. 316–319.

8. Инструк­ция В. Н. Та­ти­ще­ва о по­ряд­ке преподавания в шко­лах при уральских казенных заводах // Исторический архив. Москва, 1950. Т. V. С. 166–178.

9. Ро­ман­цев Г. М., Ефанов А. В. Ре­мес­лен­ни­ки XXI ве­ка: впереди эпоха Ренессанса // Аккредитация в об­ра­зо­ва­нии. 2012. № 12 (60). С. 62–64.

10. Си­ло­но­ва О. Н. Кре­пос­тные художники Демидовых. Училище живописи. Худояровы. XVIII–XIX вв. Из истории подготовки специалистов художественных и ху­до­же­ствен­но-ре­мес­лен­ных профессий Демидовыми. Екатеринбург: Баско, 2007. 416 с.

11. Ча­па­ев Н. К. Ре­ин­тег­ра­тив­ная миссия ремесленного образования // Становление и раз­ви­тие ремесленничества и про­фес­си­ональ­но­го ремесленного образования в Рос­сии. Екатеринбург: РГППУ, 2011. С. 285–291.

 

[1] Ра­бо­та вы­пол­не­на в рам­ках го­су­дар­ствен­но­го за­да­ния Ми­нис­тер­ства об­ра­зо­ва­ния и на­уки Российской Федерации, про­ект № 2014/393 «Те­оре­ти­чес­кие и тех­но­ло­ги­чес­кие ос­но­вы воз­рож­де­ния со­ци­аль­но­го слоя ре­мес­лен­ни­ков-пред­при­ни­ма­те­лей в Рос­сии».

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.