Название статьи | Среднее профессиональное образование: организация образовательного процесса | ||||
Авторы | Листвин Александр Анатольевич | ||||
В рубрике | ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №7 | Страницы | 64 |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 337.12 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Цель статьи – на основе анализа и обобщения деятельности учреждений профессионального образования Вологодской области рассмотреть варианты организации региональной системы непрерывного профессионального образования. Показано, что реализация парадигмы «образование через всю жизнь» в условиях инновационного развития отечественной экономики требует изменения статуса, структуры и содержания среднего профессионального образования. При этом важно не растерять положительный опыт прежней системы воспроизводства квалифицированных кадров, трансформировав его с учетом современных реалий. К сожалению, многие учреждения среднего профессионального образования продолжают функционировать как техникумы советского периода, а государственные образовательные стандарты третьего поколения не в полной мере обеспечивают качество профессионального образования. Между тем существуют пока не получившие широкого распространения примеры успешной и эффективной профессионализации молодежи. Это, в частности, положительно себя зарекомендовавшая модель «рабочий – техник – инженер», действующая в некоторых профессиональных лицеях. Научная новизна. Автором сформулированы основные положения построения системы непрерывного профессионального образования, предполагающей интеграцию профессий и их групп по видам экономической деятельности, а также диверсификацию и дифференциацию образовательного процесса. Практическая значимость. Предлагаемая модель профессиональной подготовки на основе широкой интеграции группообразующих профессий особенно актуальна в ситуации существенного сокращения потребностей предприятий в воспроизводстве квалифицированных кадров и постоянном обновлении списка требующихся специальностей. Подобная модель отвечает тем требованиям, которые сегодня предъявляются к среднему профессиональному образованию, – требованиям гибкости, динамичности, дифференциации и индивидуализации обучения специалистов. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | группообразующая профессия, широко интегрированная профессия, профессионально-интегративная система обучения. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Беляева А. П. Интегративная теория и практика многоуровневого непрерывного профессионального образования. С.‑Петербург: Институт профтехобразования РАО, 2002. 240 с. 2. Комплексное развитие системы профессионального образования Вологодской области на 2011–2015 годы. Постановление Правительства Вологодской области от 14.02.2011 № 120. 3. Листвин А. А. Интеграция профессий и содержания профессиональной подготовки в современных социально-экономических условиях: монография. Череповец: ЧГУ, 2007. 159 с. 4. Листвин А. А. Профессионально-интегративная система обучения квалифицированных рабочих и специалистов металлургического профиля: монография. Череповец: ЧГУ, 2009. 214 с. 5. Листвин А. А. Непрерывное профессиональное образование: механизмы реализации // Инновации в образовании: региональный аспект / под ред. В. Г. Маралова. Череповец: ЧГУ, 2012. С. 423–441. 6. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. Распоряжение Правительства РФ от 08 декабря 2011 г. № 2227‑р. 7. Спирина Н. А. Брендинг образовательных услуг: понятие, особенности, основные элементы // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. 2009. № 2 (7). С. 68–73. 7. Spirina N. A. Brjending obrazovatel’nyh uslug: ponjatie, osobennosti, osnovnye jelementy. [Brending educational services: concept, features, basic elements]. Nauchnyj vestnik Ural’skoj akademii gosudarstvennoj sluzhby: politologija, jekonomika, sociologija, pravo. [Scientific Bulletin of the Ural Academy of Public Service: political science, economics, sociology, and law]. 2009. № 2 (7). Р. 68–73. (In Russian) |