Название статьи |
Социально-профессиональная мобильность учащейся молодежи как фактор подготовки к динамическому профессиональному будущему[1] |
||||
Авторы | Зеер Эвальд Фридрихович | ||||
В рубрике | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №8 | Страницы | 33 |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 316.44 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Статья посвящена проблеме развития социально-профессиональной мобильности учащейся молодежи. Поскольку профессиональное будущее человека в постиндустриальном обществе характеризуется неопределенностью и динамичностью, индивидуальные траектории карьеры отличаются большой вариативностью и многомерностью. В связи с этим изучение психологических особенностей этих процессов становится весьма актуальным. Цель представленного в статье исследования – определение феномена социально-профессиональной мобильности, факторов, обусловливающих профессиональное будущее молодежи и функциональных структурных характеристик развития мобильности. Научная новизна. Анализируется понятие социально-профессиональной мобильности и дается его авторская интерпретация, обосновывается ее значение для реализации профессионального будущего. Рассматриваются объективные и субъективные факторы, влияющие на неопределенность профессионального будущего молодежи. К объективным факторам относятся социально-экономические условия постиндустриального общества, системы профессионального образования и профориентации; к субъективным – внутриличностные конфликты профессионального самоопределения, рассогласование социально-профессиональной направленности и недостаточный уровень аутокомпетентности учащейся молодежи. Результаты исследования. На основе выделенных особенностей социально-профессиональной мобильности установлена ее структура: психофизиологические свойства, познавательные способности, социально-профессиональный опыт и социально-профессиональная направленность. Приводятся также качества, деструктивно отражающиеся на мобильности человека. Выделенные структурные характеристики стали основой определения ключевых качеств мобильности. Контент-анализ и экспертная оценка этих качеств позволили выявить семь наиболее значимых качеств, влияющих на успешность профессионального будущего: адаптивность, инициативность, инновационность, обучаемость, поведенческую гибкость, рефлексивность и сверхнормативную активность. В заключительной части статьи представлена краткая характеристика развития социально-профессиональной мобильности в контексте профессионального будущего учащейся молодежи. Практическая значимость. Автор полагает, что изложенные в статье положения будут способствовать проектированию профессионального будущего учащейся молодежи в профессиональной школе, центрах профориентации и трудоустройства. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | социально-профессиональная мобильность, профессиональное будущее, профессиональное самоопределение, предикторы профессиональной мобильности. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Амирова Л. А. Развитие профессиональной мобильности педагога в пространстве его личностной самореализации. Уфа: Восточный университет, 2006. 460 с. 2. Андрюхина Л. М. Перспективы социально-профессиональной мобильности в контексте инновационных изменений образовательного ландшафта // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке. Екатеринбург: Росийский государственный профессионально-педагогический университет, 2014. 352 с. 3. Заводчиков Д. П., Кормильцева М. В. Психология карьеры. Екатеринбург, 2012. 160 с. 4. Зеер Э. Ф. Самоопределение человека в современных конфликтующих реальностях // Образование и наука. 2010. № 7 (75). С. 71–81. 5. Зеер Э. Ф., Морозова С. А., Сыманюк Э. Э. Профессиональная мобильность – интегральное качество субъекта инновационной деятельности // Педагогическое образование в России. 2011. № 5. С. 90–97. 6. Мищенко В. А. Профессиональная мобильность как одно из основных психолого-педагогических качеств будущего специалиста // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2009. № 3 (60). С. 35–42. 7. Новиков А. М. Постиндустриальное образование. Москва: Эгвес, 2008. 136 с. 8. Сыманюк Э. Э. Преодоление асимметричного профессионального будущего: практико-ориентированная монография. Екатеринбург, 2013. 186 с. 9. Юревич А. В. Асимметричное будущее // Вопросы философии. 2008. № 7. С. 76–89. 10. Harre, R. Personal being: a theory for individual psychology. Oxford, 1983. 299 p. 11. Heckhausen H. Einflusse der Erziehung auf die Motivationsgenese. Gottingen: Hogrefe, 1996. P. 131–169. 12. Holland J. L. Expiorations of a theory of Vocational choice // J. of Applied Psychology. 1989. Vol. 52, № 1. 13. Lombard M., Ditton T. At the heart of it all: The concept of presence [Electronic resource] // Journal of Computer-Mediated Communication. 1997. № 3 (2). Retrieved October 20. 2003. Access mode: http://www.ascusc.org/jcmc/vol3/issue2/. 14. Forster J., Libеrman N., Shap O. Preparing for novel versus familiar events: shifts in global and local processing // Journal of experimental psychology: general. 2009. Vol. 138, № 3. P. 383–399. [1] Результаты исследования получены в рамках государственного задания Минобрнауки России. № НИР 1134 «Научно-прикладные основы формирования индивидуальных траекторий развития личности в системе непрерывного образования». |