Зеер Э.Ф.

Название статьи

Социально-профессиональная мобильность учащейся молодежи как фактор подготовки к динамическому профессиональному будущему[1]

Авторы Зеер Эвальд Фридрихович
В рубрике ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Год 2014 Номер журнала №8 Страницы 33
Тип статьи   Индекс УДК УДК 316.44 Индекс ББК  
Аннотация

Статья посвящена проблеме развития социально-про­фес­си­ональ­ной мобильности учащейся молодежи. Поскольку профессиональное будущее человека в пос­тин­дус­три­аль­ном обществе характеризуется неопределенностью и ди­на­мич­ностью, индивидуальные траектории карьеры отличаются большой вариативностью и мно­го­мер­ностью. В свя­зи с этим изучение психологических особенностей этих процессов становится весьма актуальным.

Цель представленного в статье исследования – определение феномена социально-про­фес­си­ональ­ной мобильности, факторов, обусловливающих профессиональное будущее молодежи и фун­кци­ональ­ных структурных характеристик развития мобильности.

Научная новизна. Анализируется понятие социально-про­фес­си­ональ­ной мобильности и да­ет­ся его авторская интерпретация, обосновывается ее значение для реализации профессионального будущего. Рассматриваются объективные и субъ­ек­тив­ные факторы, влияющие на неопределенность профессионального будущего молодежи. К объ­ек­тив­ным факторам относятся социально-эко­но­ми­чес­кие условия постиндустриального общества, системы профессионального образования и про­фо­ри­ен­та­ции; к субъ­ек­тив­ным – внутриличностные конфликты профессионального самоопределения, рассогласование социально-про­фес­си­ональ­ной направленности и не­дос­та­точ­ный уровень аутокомпетентности учащейся молодежи.

Результаты исследования. На основе выделенных особенностей социально-про­фес­си­ональ­ной мобильности установлена ее структура: психофизиологические свойства, познавательные способности, социально-про­фес­си­ональ­ный опыт и со­ци­аль­но-про­фес­си­ональ­ная направленность. Приводятся также качества, деструктивно отражающиеся на мобильности человека.

Выделенные структурные характеристики стали основой определения ключевых качеств мобильности. Контент-ана­лиз и эк­спер­тная оценка этих качеств позволили выявить семь наиболее значимых качеств, влияющих на успешность профессионального будущего: адаптивность, инициативность, инновационность, обучаемость, поведенческую гибкость, рефлексивность и свер­хнор­ма­тив­ную активность.

В зак­лю­чи­тель­ной части статьи представлена краткая характеристика развития социально-про­фес­си­ональ­ной мобильности в кон­тек­сте профессионального будущего учащейся молодежи.

Практическая значимость. Автор полагает, что изложенные в статье положения будут способствовать проектированию профессионального будущего учащейся молодежи в про­фес­си­ональ­ной школе, центрах профориентации и тру­до­ус­трой­ства.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова социально-про­фес­си­ональ­ная мобильность, профессиональное будущее, профессиональное самоопределение, предикторы профессиональной мобильности.
Список цитируемой литературы

1. Ами­ро­ва Л. А. Раз­ви­тие профессиональной мобильности педагога в про­с­тран­стве его личностной самореализации. Уфа: Восточный университет, 2006. 460 с.

2. Ан­дрю­хи­на Л. М. Пер­спек­ти­вы социально-про­фес­си­ональ­ной мобильности в кон­тек­сте инновационных изменений образовательного ландшафта // Социально-про­фес­си­ональ­ная мобильность в XXI ве­ке. Екатеринбург: Росийский государственный профессионально-пе­да­го­ги­чес­кий университет, 2014. 352 с.

3. За­вод­чи­ков Д. П., Кормильцева М. В. Пси­хо­ло­гия карьеры. Екатерин­бург, 2012. 160 с.

4. Зе­ер Э. Ф. Са­мо­оп­ре­де­ле­ние человека в сов­ре­мен­ных конфликтующих реальностях // Образование и на­ука. 2010. № 7 (75). С. 71–81.

5. Зе­ер Э. Ф., Морозова С. А., Сыманюк Э. Э. Про­фес­си­ональ­ная мобиль­ность – интегральное качество субъекта инновационной деятельности // Педагогическое образование в Рос­сии. 2011. № 5. С. 90–97.

6. Ми­щен­ко В. А. Про­фес­си­ональ­ная мобильность как одно из основных психолого-пе­да­го­ги­чес­ких качеств будущего специалиста // Образование и на­ука. Известия УрО РАО. 2009. № 3 (60). С. 35–42.

7. Но­ви­ков А. М. Пос­тин­дус­три­аль­ное образование. Москва: Эгвес, 2008. 136 с.

8. Сы­ма­нюк Э. Э. Пре­одо­ле­ние асимметричного профессионального будущего: практико-ори­ен­ти­ро­ван­ная монография. Екатеринбург, 2013. 186 с.

9. Юре­вич А. В. Асим­мет­рич­ное будущее // Вопросы философии. 2008. № 7. С. 76–89.

10. Harre, R. Personal being: a theory for individual psychology. Oxford, 1983. 299 p.

11. Heckhausen H. Einflusse der Erziehung auf die Motivationsgenese. Gottingen: Hogrefe, 1996. P. 131–169.

12. Holland J. L. Expiorations of a theory of Vocational choice // J. of Applied Psychology. 1989. Vol. 52, № 1.

13. Lombard M., Ditton T. At the heart of it all: The concept of presence [Electronic resource] // Journal of Computer-Mediated Communication. 1997. № 3 (2). Retrieved October 20. 2003. Access mode: http://www.ascusc.org/jcmc/vol3/issue2/.

14. Forster J., Libеrman N., Shap O. Preparing for novel versus familiar events: shifts in global and local processing // Journal of experimental psychology: general. 2009. Vol. 138, № 3. P. 383–399.

 

[1] Результаты исследо­ва­ния по­лу­че­ны в рам­ках го­су­дар­ствен­но­го за­да­ния Ми­ноб­рна­уки Рос­сии. № НИР 1134 «На­уч­но-прик­лад­ные ос­но­вы фор­ми­ро­ва­ния ин­ди­ви­ду­аль­ных тра­ек­то­рий раз­ви­тия лич­нос­ти в сис­те­ме неп­ре­рыв­но­го об­ра­зо­ва­ния».

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.