Гельфман Э. Г., Холодная М. А.

Название статьи Учебные тексты как средство интеллектуального развития учащихся в процессе обучения математике
Авторы Гельфман Эмануила Григорьевна, Холодная Марина Александровна
В рубрике Вопросы дидактики
Год 2014 Номер журнала №8 Страницы 67
Тип статьи   Индекс УДК УДК 372.851, 373.1 Индекс ББК  
Аннотация

Цель публикации – познакомить читателей с не­ко­то­ры­ми результатами реализации образовательного проекта «Математика. Психология. Интеллект» (МПИ), в со­от­вет­ствии с ко­то­рым отбирается и раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся содержание учебников и учеб­ных материалов нового типа, способствующих развитию интеллекта у уча­щих­ся средних общеобразовательных школ и фор­ми­ро­ва­нию у них универсальных учебных действий.

Методы. С по­зи­ций психодидактического подхода анализируется опыт конструирования учебных текстов – традиционных справочно-по­ве­ство­ва­тель­ных и ор­га­ни­зо­ван­ных как диалог с уче­ни­ком-чи­та­те­лем, ориентированных на понимание фактов и об­ре­те­ние умений рассуждать (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы). Аргументированно, в кон­тек­сте «теории читателя» (reader-oriented theory), согласно которой ученик активно конструирует значения (понятия) в про­цес­се чтения, доказываются преимущества специальных развивающих учебных материалов, составляющихся на базе «обогащающей» модели.

Результаты. Описан процесс конструирования учебников и учеб­ных материалов (учебных книг, практикумов, тетрадей для самостоятельной работы, компьютерных программ) нового поколения по математике для учащихся основной школы (5–9‑х клас­сов). Разработана психодидактическая типология развивающих учебных текстов и сфор­му­ли­ро­ва­ны требования к ним.

Научная новизна. Особенность предлагаемых развивающих учебных текстов заключается в том, что они, будучи проекцией структуры научного математического знания, в то же время, во‑пер­вых, обеспечивают формирование основных компонентов ментального (когнитивного, понятийного, метакогнитивного, интенционального) опыта ученика и, во‑вто­рых, создают условия для проявления индивидуальных познавательных стилей учащихся.

Практическая значимость. Содержание учебников математики нового поколения, которое отвечает психодидактическим требованиям, способствует активизации индивидуальных интеллектуальных ресурсов выпускников школы, закладывает основы умения учиться, готовит детей к бу­ду­щей инновационной жизнедеятельности, причем как профессиональной, так и лич­ной и бы­то­вой.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова математическое образование, психодидактика, интеллектуальное развитие учащихся, учебные тексты, универсальные учебные действия.
Список цитируемой литературы

1. Гельфман Э. Г., Подстригич А. Г. Учеб­ный проект как способ мониторинга интеллектуальных возможностей учащихся на уроках математики // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006. Вып. 3 (54). С. 57–60.

2. Гельфман Э. Г., Холодная М. А. Пси­хо­ди­дак­ти­ка школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. С.‑Пе­тер­бург: Питер, 2006.

3. Да­вы­дов В. В. Те­ория развивающего обучения. Москва: ИНТОР, 1996.

4. Доз­мо­ро­ва Е. В. Воз­мож­нос­ти развития творческого мышления обучающихся 5–6‑х клас­сов на уроках математики с по­мощью вопросов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2008. Вып. 2 (76). С. 5–8.

5. Обо­га­ща­ющая модель обучения в про­ек­те МПИ: проблемы, раздумья, решения: методические указания для учителя / ред. Э. Г. Гельфман и др. Вып. 1. Томск: Томский университет, 2002.

6. Па­нов В. И. Пси­хо­ди­дак­ти­ка образовательных систем: теория и прак­ти­ка. С.‑Пе­тер­бург: Питер, 2007.

7. Пен­ская Ю. К. Раз­ви­тие у бу­ду­щих учителей математики умения кон­струировать учебные тексты, направленные на интеллектуальное воспитание учащихся // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. Вып. 4 (106). С. 89–92.

8. Прос­ви­ро­ва И. Г. Осо­бен­нос­ти мотивации учебной деятельности у уча­щих­ся младшего подросткового возраста // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006. Вып. 10 (61). С. 61–64.

9. Смо­ля­ко­ва Д. В. Учеб­ные текстЫ по истории математики как средство интеллектуального воспитания учащихся основной школы // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006. Вып. 3 (54). С. 36–39.

10. Хо­лод­ная М. А. Ког­ни­тив­ные стили: О при­ро­де индивидуального ума. С.‑Пе­тер­бург: Питер, 2004. 380 с.

11. Хо­лод­ная М. А. Пси­хо­ло­гия интеллекта: Парадоксы исследования. С.-Пе­тер­бург: Питер, 2002. 169 с.

12. Biker-Ahsbahs A. Towards the emergence of constructing mathematical meaning // Proceeding of the 28th Conference of the International Group for the Psychology of Mathematics Education. 2004. V. 2. Р. 119–126.

13. Brousseau G. Theory of didactical situation in mathematics. Dordrecht, The Netherlands: Klumer, 1997.

14. Burke L. A., Williams J. M. Developing Young Thinkers: An intervention aimed to enhance children's thinking skills // Thinking Skills and Creativity. 2008. V. 3. Р. 104–124.

15. Gelfman E., Demidova L., Kholodnaja M., Lobanenko N., Wolfengaut J. Concept formation process and an individual child's intelligence // Mansfield H. et al. (Eds.). Mathematics for tomorrow's young children. Dordrecht etc.: Kluwer Academic Publishers, 1996. Р. 151–163.

16. Gelfman E., Kholodnaya M., Cherkassov R. From Didactics of Mathematics To Psycho-Didactics // In: N. A. Malara (Ed.). International view on didactics of mathematics as a scientific discipline / Proceedings WG25, ICME–8. Univ. of Modena. Italy. 1997. Р. 102–107.

17. Gelfman E., Kholodnaya. M. On Development of Metacognitive Experience of Students. Proceedings European Research Conference on Math Education. Charles University. Czech Republic. 1997. Р. 57–62.

18. Gelfman E., Kholodnaya. M. The role of ways of information coding in students' intellectual development // In.: Inge Schwank (Ed.). European Research in Mathematics Education / Proceedings of the First Conference of the European Society for Research in Mathematics Education. Vol. II. Publishing House: Forschungsinstitut fur Mathematikdidaktik, Osnabrueck. 1999. Р. 38–48.

19. Hershkowitz R., Schwarz B., Dreyfus T. Abstraction in context: Epistemic actions // Journal for Research in Mathematics Education. 2001. V. 32. Р. 195–222.

20. Malara N., Navarra G. ArAl Project. Arithmetic pathways towards favouring Pre-algebraic thinking. Pitagora Editrice Bologna, Italy, 2003.

21. Picker S. H., Berry J. S. Investigating pupils images of mathematicians // Proceedings of the 25th Conference of the International group for the Psychology of Mathematics Education. Utrecht University, Netherlands. 2001. V 4. Р. 49–54

22. Simon M. Reconstructing mathematics pedagogy from a constructivist perspective // Journal for Research in Mathematics Education. 1995. V. 26. Р. 114–145.

23. Simon M., Tzur R. Explicating the role of mathematical tasks in conceptual learning: An elaboration of the Hypothetical Learning Theory // Mathematical Thinking and Learning. 2004. V. 6 (2). P. 91–104.

24. Weinberg A., Wiesner E. Understanding mathematical textbooks through reader-oriented theory // Educational Studies in Mathematics. 2011. V. 76. P. 49–63.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.