Название статьи | Общая панорама педагогического исследования: постановочный этап[1] | ||||
Авторы | Загвязинский Владимир Ильич | ||||
В рубрике | ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №8 | Страницы | 4 |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 37.01 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Цель статьи – представить основные составляющие логической канвы педагогического исследования: выбор и обоснование актуальности темы, определение проблемы, предмета, ведущих ориентиров, понятийной системы, целей и задач предстоящей работы, ее творческого ядра, включающего идею (мысль о преобразовании, замысел и гипотезу). Методы: используется панорамный подход, направленный на выявление последовательности работы, ее предполагаемое содержание и характер результатов. Результаты. Намечены и раскрыты этапы и элементы составления «дорожной карты» (маршрута) планируемых изысканий. Показаны наиболее распространенные ошибки в этом процессе и способы их предупреждения. Приводятся варианты конструирования моделей исходного (не отвечающего современным требованиям) и желаемого (потребного) состояния объекта (чаще всего процесса), а также способы перехода от первой модели ко второй. Научная новизна. В качестве ориентира разработки концепции педагогического исследования, обоснования его теоретической новизны и практической значимости утверждается идея опережающего образования на основе конструктивного предвосхищения запросов общества и предвидения сценариев развития самого образования, а также использования позитивных традиций и возможностей инновационных информационно-коммуникативных технологий. Практическая значимость. Тщательная, продуманная реализация постановочного этапа исследования во многом обеспечивает его успешность и эффективность. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | опережающее образование, панорамный подход, концепция исследования, идея и замысел преобразований, логическая канва исследования. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога. 3‑е изд. Москва: Академия, 2010. 2. Загвязинский В. И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации // Образование и наука. 2012. № 4. С. 3–17. 3. Загвязинский В. И. Современная образовательная ситуация и задачи модернизации российского образования // Народное образование. 2012. № 5. 4. Кузьминов Я. И., Фрумин И. Д., Захаров А. Б. Российская школа: альтернатива модернизации «сверху» // Вопросы образования. 2011. № 3. 5. Путин В. В. Россия сосредотачивается. Ориентиры. Москва, 2012. 5. Putin V. V. Rossija sosredotachivaetsja. [Russia is concentrating]. Moscow: Mir, 2012. (In Russian)
[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках проекта «Формирование практикоориентированной исследовательской деятельности педагога в многоуровневом унивеситетском образовании» (регистрационный номер НИОКР 11407/440036). |